Урок проходит в импровизированной лаборатории. Эксперимент проводится с помощью двух одинаковых пробирок, на которых есть шкала, позволяющая оценить количество жидкости.
Двум ученикам нужно перелить жидкость из колбы в пробирку и оценить визуально все-таки, в какой колбе было жидкости больше, а в какой меньше.
Вывод: количество жидкости можно измерить с помощью единой мерки, еще называют мерный стакан. Вместимость сосудов в математике называют "объемом".
- Господа ученые, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории.
Расскажу я вам рецепт крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.
Чем больше мы знаем, чем больше умеем,
Тем больше опыта мы обретем.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас с тобой поведет.
- Вы готовы? Не слышу, все готовы? (да!)
- Отлично, тогда начнем.
- В начале нам предстоит выполнить интеллектуальную разминку.
- Найдите значения следующих выражений. (слайд)
- Расположите значения в порядке убывания и прочитайте "спрятанное" слово. Что значит в порядке убывания? (ответы учащихя)
- Правильно, от большего к меньшему.
- Гениально! Ну тогда вы справитесь с логической задачкой:
- Расставьте + и – так, чтобы получилось верное равенство: 12 ? 2 ? 2 ? 2 = 14
12+2-2+2=14
12-2+2+2=14
- Молодцы!
Работа в парах
- У каждой пары на столах конверты. Возьмите их в руки. Откройте конверты. В каждом слова. Разложите эти слова на 2 группы.
- Не забываем правила работы в парах: слушаем друг друга, не перебиваем, даем высказать свою точку зрения.
- Готовы? Давайте проверим. Что отнесли к первой группе? Почему?
- Длина измеряется линейкой, единица измерения - сантиметр.
- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения - килограмм.
- У меня есть линейка и 2 колбы, давайте попробуем измерить количество жидкости с ее помощью.
- Мне нужно 2 ассистента. Вам нужно измерить количество воды в колбе.
- Сколько получилось в круглой колбе?
- Сколько получилось в треугольной колбе?
- Значит ставим знак...
- Вы уже научились находить площадь. Давайте попробуем применить эту формулу. Как мы находим площадь? (Длину умножаем на ширину)
- Господа ученые, может быть, вы заметили, что-то необычное, вы замерили длину, ширину, но еще есть высота. Значит, формула площади сюда тоже не подойдет.
- Спасибо, присаживайтесь.
– Почему мы с помощью линейки не смогли найти количество жидкости?
Вывод: линейка не тот инструмент для измерения.
Проблема: как измерить количество жидкости?
- Какие задачи на сегодняшнем уроке: выяснить как измеряется количество жидкости, узнать единицу измерения.
- Для измерения количества жидкости в сосудах нужна единая мера.
- Чтобы вам было проще сравнить количество воды, мы подготовили 2 одинаковые пробирки, на которых есть шкала, позволяющая оценить количество жидкости.
- Вы будете сегодня моими ассистентами. (2 человека)
- Вам нужно перелить жидкость из колбы в пробирку и оценить визуально все-таки, в какой колбе было жидкости больше, а в какой меньше.
Вывод: количество жидкости можно измерить с помощью единой мерки, еще называют мерный стакан.
- Спасибо за работу, присаживайтесь.
- Вместимость сосудов в математике называют "объемом". (на доске переворачиваю колбы)
- Измеряют объем сосудов литрами- единой международной единицей.
- Для измерения вместимости часто используется единица вместимости литр. Слово литр сокращенно записывают так: л.
- Сегодня мы в лаборатории измеряли колбами, а раньше измеряли бочками и ведрами.
- Бочка и ведро - это сосуды для сыпучих тел и жидкостей. Но в старину в России этими словами называли также и единицы вместимости.
Задание № 2. Для вас старинная задача. (читает ученик)
Крестьянин использовал для полива огорода пятую часть бочки воды. Сколько ведер воды пошло на полив? Сколько литров воды пошло на полив?
1 ведро вмещает 9 л.
1 бочка вмещает 40 ведер
Решение: Нам нужно найти 5 часть от 40. То есть что мы должны сделать. (Решаем на доске и записываем в тетрадь)
2 вопрос: Зная сколько ведер пошло на полив и вместимость одного ведра, сможем ответить на второй вопрос задачи?
1) 40:5=8 (в) - пошло на полив.
2) 9*8=72 (л) - пошло на полив присаживайся, ответ запишем вместе.
Ответ: 8 ведер; 72 литров. Пояснение полное значит ответ, краткий.
- А сейчас давайте поиграем...
Игра "Верю – не верю"
- Если вы согласны с моим утверждением, то вы поднимете руки, если не согласны, то присядете. Договорились?
- Готовы? Поехали!
Единица вместимости - литр. (Да)
Массу арбуза можно измерить в литрах. (Нет. Конечно масса измеряется в кг, а в литрах измеряется объем и вместимость)
Масса одного литра чистой воды равна 1 кг. (Да)
Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит в вас примерно 14 литров жидкости. (Да)
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 80 литров воды. (Нет. Она может выпить всего лишь 70 литров)
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. (Да)
- Я призываю вас с бережностью относиться к воде, не забывать закрывать краны, заботиться о ее чистоте.
- А перед нами стоит новая задача. Откройте, пожалуйста, задание № 3, читаем первую задачу.
В Бузулукском бору дети собрали за лето 60 кг грибов. Боровиков 24 кг, рыжиков 18 кг, а остальные – лисички. Сколько килограммов лисичек собрали ребята за лето?
1) 24+18=42 (кг) - боровиков и рыжиков вместе.
2) 60-42=18 (кг) - лисичек.
Ответ: 18 кг. Пояснение полное, значит ответ, краткий.
- А вы знаете что такое Бузулукский Бор?
- Бузулукский Бор - это уникальный сосновый лес, который еще называют Жемчужиной Оренбургской области.
- Прочитайте, пожалуйста, следующую задачу.
В Красную Книгу Оренбургской области занесено 67 видов птиц, а млекопитающих на 55 видов меньше. Сколько всего видов птиц и млекопитающих обитает в Оренбургской области?
- Предлагаю решить эту задачу выражением.
- Подумайте сначала. (Вызываю к доске ученика)
(67-55)+67=79 (вид) - всего птиц и млекопитающих.
Ответ: 79 видов всего.
- Вы знаете, что такое Красная Книга. (ответы детей)
Красная Книга - это особый список, в который занесены виды птиц, растений, животных, которые находятся на грани исчезновения
- Помните, что нужно беречь тот мир, который нас окружает.
Разминка для глаз
- Господа ученые, а теперь сядьте ровно, выпрямите спинки.
- Внимание, не поворачивая головы, вы должны увидеть своего коллегу-ученого справа. Отлично, теперь не поворачивая головы, вы должны увидеть своего коллегу слева.
- Дальше нужно, не поворачивая головы понаблюдать за кабинетом по часовой стрелке, и наконец, против часовой стрелки.
- Какова была тема урока? (Вместимость, литр)
- Добились ли мы поставленных целей? (Выяснили, как измеряется количество жидкости, узнали единицу измерения)
- А теперь, господа ученые, подберите, пожалуйста, выражение, соответствующее вашему восприятию урока.
- Например, я сегодня целый урок хлопал ушами, или я сегодня на уроке работал как лошадь.
- А может, вы на уроке считали ворон или работали не покладая рук.
- Можете выбрать какое-то из этих утверждений или придумать свое.
- Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать.
Домашнее задание
Для всех коллег, в учебнике на стр. 65 № 4.
3м 9дм = 39дм
56см = 5дм 6см
4см 8мм = 48мм
25мм = 2см 5мм
- Ребята, вы знаете, какой праздник отмечают в конце ноября? (День Матери)
- Поэтому креативным ребятам, то есть творческим, предстоит выполнить следующее поручение гильдии Оренбургских пуховниц.
- У вас на столах лежат карточки, измерив которые вы посчитаете сколько ниток потребуется для вышивки этого платка.
- Как раз прошлая тема урока у вас была про площадь, поэтому вы без труда сможете справиться с этим заданием. Это задание для креативных учеников.
- Для проницательных юных ученых, я предлагаю решить экологическую проблему.
- В школе № 88 на перемене дети забыли закрыть водопроводный кран. За 5 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет за урок (40 минут), если в одном литре 4 стакана воды?
- Господа ученые, я благодарю вас за совместную работу! До новых встреч!