Дидактическая цель: ознакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр.
Задачи:
Основные понятия: единица измерения длины – дециметр, сравнение, преобразование величин.
Учитель: Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок!
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я хочу успешным стать!
Буду я стараться – будет получаться!
Учитель: Это слышать мне приятно!
Математика нас ждет -
Начинаем устный счет!
- Сегодня к нам на урок пришли герои замечательной сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей". (Слайд)
- Поднимите руку, кому нравится эта сказка.
- Хотели бы вы учиться вместе с героями? (ответы детей)
- Для вас они приготовили много интересных заданий.
Логическая разминка
- Знайка, Кнопочка и Незнайка живут в домах № 15, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и № 17, а Кнопочка не живет в доме № 19. (Знайка в доме № 15, Кнопочка - № 17, Незнайка - № 19)
Повторение нумерации
- Перед нами числа: 15, 17, 19. Что вы можете о них рассказать? (Двузначные, нечетные)
- Обратите внимание на десятичный состав. Заполните пропуски на карточке:
15 = ... дес ... ед
17 = ... дес ... ед
19 = ... дес ... ед
- Проверьте свою работу. Оцените себя.
- Какие числа пропущены в числовом ряде? (16, 18)
- Какие они?
Математическая игра "Не зевай, вставай!"
- Знайка и Незнайка приглашают вас поиграть в игру.
У детей карточки с числами от 10 до 20. На экране в разброску появляются герои Знайка и Незнайка, которые держат в руках числа. (Знайка - 16, 11, 13, 19, 17, 12. Незнайка: 16, 11, 13, 20, 12, 17)
Дети должны встать и показать свою карточку с числом.
На табло будут появляться числа. Знайка предлагает вам увеличивать каждое число на 1. Тот, у кого в руках карточка с искомым ответом, должен быстро встать. Что значит увеличить на 1?
Незнайка предлагает уменьшать каждое число на 1. И опять, тот, у кого в руках карточка с искомым ответом, быстро встает. Что значит уменьшить на 1? Правила игры понятны?
- Молодцы. Поставьте себе плюсик, кто не ошибся и не прозевал.
Дополните предложение словами
Дети дополняют предложения: килограмм, литр, сантиметр.
- Килограмм, литр, сантиметр - что это? Как назвать, одним словом? (Меры)
Соедините величины и единицы их измерения
На доске карточки со словами: сантиметр, литр, килограмм, масса, длина, объем, см, кг, л, дм.
- Разделите карточки по группам.
- У нас осталась одна неопознанная карточка! Мы не знаем, что она обозначает и к чему относится. Интересно узнать что это?
- Давайте раскроем секрет всем.
- Сначала узнаем, как расшифровать эту запись. (На доске таблица из карточек)
17 |
12 |
15 |
19 |
11 |
18 |
14 |
20 |
м |
е |
и |
т |
д |
е |
ц |
р |
- Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, что это за слово. (Дециметр)
- Откройте учебники на стр. 51 и прочитайте, что такое дециметр.
- Итак, тема нашего урока "Дециметр".
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Закончите предложения.
Познакомиться...
Научиться ...
Дети самостоятельно ставят задачи перед собой.
Практическая работа. Работа в парах
У учащихся карточки с заданиями, на которых начерчены отрезки: красный - 3 см, желтый - 13 см и модели (мерки) см и дм.
- Измерьте длину красного отрезка с помощью мерки. Какая мерка подойдет?
- Что это за мерка? (см)
- Измерьте отрезок на доске с помощью модели в 1 см. (На доске начерчен отрезок в 50 см. Дети затрудняются)
- Вывод: измерять большие отрезки см неудобно.
- Есть еще одна мерка. Догадались, что это?
- Правильно, дециметр. Ею легко измерить длину большого отрезка. (Измеряют. 50 дм)
- Сравните мерки в 1 см и 1 дм. Сколько раз модель см поместилась в модели дм?
- Какой вывод сделаем? (ответы учащихся)
- Зафиксируем наш вывод в тетради: 1 дм = 1 см.
- Измерьте длину желтого отрезка с помощью моделей дм и см.
- Сколько раз уложился дм? (1)
- Можно ли уложить модель дм еще раз? (Нет)
- Чем измерим оставшуюся часть? (см)
- Сколько раз уложился сантиметр? (3)
- Кто сможет на доске записать длину этого отрезка? (1 дм 3 см или 13 см)
Запись в тетрадь.
Работа по учебнику
- Рассмотрите верхний рисунок на стр. 51. Незнайка получил задание определить длину голубой полоски. Помогите ему. (10 см)
- Как сказать по-другому? (1 дм)
Практическое задание от Знайки
- Знайка решил построить воздушный шар. Ему необходимы веревочки длиной в 2дм и 20см. Помогите Знаке.
- Первый вариант заготовит веревочки длиной в 2 дм, а второй вариант длиной в 20 см. (На партах у детей по веревочке красного и белого цвета немного больше 20 см, ножницы)
- Как можно отмерить нужное количество? (По мерке и по линейке)
- Сравните получившиеся веревочки. Почему равные?
- Запишем в тетрадь результат: 20 см = 2 дм.
Физминутка
Самостоятельная работа "Задание от Винтика и Шпунтика"
- Винтик и Шпунтик, проектируя машину, начертили отрезки разной длины.
- Отрезок Винтика длиннее. А вам надо начертить отрезок, который будет меньше на 1 см меньше, чем у Шпунтика. (У детей на карточке начерчены 2 отрезка вразнобой в 13 см и 14 см)
- Как мы это сделаем? (дети высказывают предположения)
- Давайте составим план наших действий.
- Вспомним правило, как начертить отрезок заданной длины.
Выполнение работы с последующей проверкой.
- Выразим длину получившегося отрезка в дм и см.
- Запишем равенство: 12 см = 1 дм 2 см
- На урок вы сегодня пришли Незнайками, так как еще не знали что такое дециметр. А кто стал Знайкой?
- Что узнали о дециметре? Чему научились?
- Проверьте себя. Измерьте длину и ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это дециметров и сантиметров? (Можно по вариантам)
- С какой единицей измерения познакомились? (дециметр)
- Кто хорошо понял новую тему?
- Кому нужна помощь?
- Посчитайте, сколько баллов вы набрали. Кто доволен своей работой?