УМК: "Развивающая система Л. В. Занкова".
Учебник: "Математика 1 класс 2 часть" И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.
Мотивация учащихся: применение ИКТ, ЭОР, групповые формы работы, проблемные ситуации, "открытие" новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения, практическая работа, карточки для индивидуальной работы, парная работа.
Цели
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемый результат
Предметные результаты: знать единицу измерения длины – сантиметр; пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать повседневные ситуации, требующие умения находить длину отрезка; использовать в своей деятельности простейший инструмент- линейку.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в беседе; отвечать на вопросы учителя, товарищей; уметь принимать и оказывать помощь однокласснику.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания практическим путем, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД: анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; уметь признавать собственные ошибки и достижения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
План-конспект урока
План урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Вводная часть
II. Основная часть
III Итог урока
|
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности Цель: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, и следовать им (коммуникативные УУД). Хочешь новое узнать? На уроке будешь спать? Будем вместе рассуждать? А друг другу помогать? Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно Это Вам, ребята нужно? |
Установка на деятельность
|
Включение в работу
Хором отвечают. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: отработка вычислительных навыков. Самоконтроль. (Познавательные УУД).
Найдите значения выражений. Запиши числа в порядке возрастания. Отгадай слово, которое подскажет нам тему урока.
6 - 3= (Л) 4 + 3= (Н) 5 + 4= (А) 5 - 4= (Д) 2 + 3= (И)
Проверяем. Назовите числа в порядке возрастания. Что заметили?
Сравните самое маленькое и самое большое число этого ряда. Запишите в свои тетради. А на сколько? Как узнать?
Что мы делали с числами? Какое слово получилось? Молодцы! Что вы уже знаете о длине? Что нам надо знать о длине? Что мы будем узнавать на уроке?
III.Постановка проблемы. «Открытие» детьми новых знаний. Цель: сравнение полосок разной длины. Формулировка темы урока. (Регулятивные УУД). 1. Перед вами 3 полоски. Возьмите красную и синюю. Попробуйте сравнить их. - Какого цвета полоска длиннее? Как вы узнали?
- Действительно, это верный способ-наложение полосок друг на друга. Запишите в тетради.
2. Возьмите жёлтую полоску и попробуйте воспользоваться ей, чтобы доказать К>С, С<К. Что у вас получилось?
Запишите это. Что скажите о длине полосок? Какой вывод можно сделать о длине? 3 Работа в парах. Определите длину парты. 1 ряд - с помощью красных полосок. 2 ряд - с помощью синих полосок. 3 ряд - с помощью жёлтых полосок. Проверяем. Сколько получилось мерок? Почему парты одинаковые, а длина получилась разная?
Какой вывод можно сделать? Что же мы сегодня на уроке будем делать? Что измерять? Чем измерять?
«Открытие» новых знаний Знакомство со старинными мерами длины. Презентация. (сажень, локоть, дюйм, фут, пядь, аршин, верста) Физминутка Раз - подняться, потянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим!
IV. Практическая направленность. Цель: усвоение новых знаний.
- Если вы внимательно слушали своих одноклассников, то в учебнике на стр.24 можете ещё назвать несколько старинных мер длины. - Почему сейчас не используют эти мерки? Введение понятия «сантиметр». В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы. Одной из них является… Сантиметр. (табличка со словом на доске). Сокращенно записывается см А как называется другая? - Правильно. Сокращенно записывается дм Дециметр (табличка со словом на доске). Такие мерки используют сейчас. Сравните слова. Что заметили? Это тоже единица измерения длины. Метр. Какие инструменты используют сейчас? Как можно измерить отрезок? Демонстрация ЭОР.
- Что важное при измерении отрезка мы должны помнить?
Измерьте длины красного, синего и жёлтого отрезков.
V. Первичное закрепление. Включение нового знания в систему знаний Цель: уметь применять знания на практике. Работа с учебником стр. 26 №62-63 Посмотрите на отрезок АК. Какова его длина? Сколько клеточек занимает эта мерка? Рассмотрите отрезок АМ. Какова его длина? Начертите в тетрадке этот отрезок. Запишите его длину.
Прочитайте задание. Как зовут этих сказочных героев? Почему у них такие имена? Объясните.
Определите их рост. Правильно ли составлена таблица? Кто выше всех? Кто ниже? На сколько см надо вырасти Дюймовочке, чтобы дорасти до Мальчика- с- Пальчика? На сколько см надо вырасти Дюймовочке, чтобы стать такого же роста, как Крошечка – Хаврошечка ? Самостоятельная работа. Откройте тетради на стр.29 задание 58. Всё ли получилось? Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Какие старинные меры длины вы запомнили? С какими мерами длины вы познакомились? Чему учились на уроке? Если вы довольны своей работой, вам было интересно, то возьмите красную полоску и положите её в кармашек на доске. Если вы испытывали затруднения, урок вам понравился, то синюю полоску. Если вам было неинтересно, урок не понравился, то возьмите жёлтую. Спасибо всем за работу. |
Организация работы учащихся, контролирующая
Знакомит с новыми мерками.
Задает вопросы по содержанию ЭОР.
|
Самостоятельная работа на карточках.
Каждое следующее число увеличилось на 2. 9>1, 1<9 На 8. Надо из большего числа вычесть меньшее. Сравнивали. Длина. Её можно сравнить, измерить. Можно сложить.
Практическая деятельность учащихся. Выполняют сравнение. Длиннее полоска красного цвета. Мы наложили полоски друг на друга так, чтобы 2 конца совпали. К>С, С<К.
В красной полоске поместилось 3 жёлтых полоски, а в синей только 2. 3>2, 2<3 Она разная. Её можно сравнить. Парная работа. Исследовательская.
К- С- Ж- Мы использовали разные мерки. Надо использовать одинаковые мерки. Будем измерять длину отрезков с помощью одинаковых мерок. Ученики подготовили выступления и рассказывают о старинных мерах длины. Выполняют движения.
Ладонь, вершок, ярд. Они у всех людей разные, они не точные.
Дециметр.
Общая часть метр. Циркуль, метр, линейку, сантиметр, рулетку. Слушают объяснение, следят за демонстрацией. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0. Выполняют измерения, записывают в тетради: 15см,10см,5см
1см. Две. 5 см. Выполняют построение в тетрадях.
Мальчик с Пальчик, Дюймовочка, Крошечка-Хаврошечка. 6см,3см,8см На 3см. На 6см.
Работают самостоятельно. Взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Дополнительная информация
В древности, когда еще не придумали единой меры длины, люди измеряли длину сотней разных способов. Часто в качестве меры длины использовали части собственного тела – ведь они всегда при тебе. Например, англичане мерили длину футами (по-английски "ступня"), а русские вершками и саженями. Познакомимся со старинными мерами длины.
Аршин – старинная мера длины в России. Происхождение слова "аршин" точно не установлено. Возможно, это слово произошло от персидского слова "арши" – "мера длины". Аршинами на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка так и называлась – "аршин". Аршин также использовался в торговле. С времен Петра Первого аршин применяли для измерения тканей.
Верста – старая русская мера длины для измерения пути. Величина версты не раз менялась в зависимости от числа саженей, входивших в нее. Ее применяли для разделения земельных владений. Слово "верста" происходит от русского глагола верстать, означающего "распределять". Верстой называли также дорожный столб, отмечавший эту меру. Столбы красили черно-белыми полосами. Сейчас этой мерой расстояния в России уже не пользуются. Однако и в наше время существует известное выражение – "Коломенская верста". Так шутливо называют человека очень высокого роста.
Дюйм – единица длины. Применяется сегодня в ряде стран, в том числе и в России. Дюймами пользуются при измерении деталей и приборов. Слово "дюйм" произошло от голландского слова "большой палец". Длина дюйма определяется как длина последней фаланги большого пальца руки. В России дюйм появился гораздо позже и назывался "цоль" или "палец".
Локоть – старинная русская мера длины. В старину люди часто использовали части своего тела в качестве единиц длины. Слово "локоть" в древнерусском языке означало "часть руки от кончиков пальцев до локтевого сгиба". В древности на Руси при торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной меркой. Пользоваться им было очень удобно.
Пядь – старинная русская мера длины. Слово "пядь" буквально означало "кисть руки".
Сажешь – старая русская мера длины. Слово "сажень" происходит от древнего слова "сягать" – "доставать до чего-либо", "хватать", "достигать". Так называемая "прямая (или маховая) сажень" определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Существовала и "косая сажень" – это расстояние от пальцев ноги до конца пальцев другой руки, вытянутых по диагонали. Сажень позже применялась в основном при измерении земельных участков, в строительстве домов, храмов.
Фут - слово "фут" произошло от английского слова "ступня". В России фут начали применять во время Петра Первого. Футы применялись в России преимущественно в морском деле. Сейчас этой единицей в России не пользуются.