Конспект урока математики 1 класс: Дециметр

Конспект урока математатике по УМК «Школа России» в 1 классе ФГОС

Планируемые результаты

- предметные: узнают единицу измерения длины – дециметр, научатся измерять и чертить отрезки длиной до 20 см.

- метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознанно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности и ищут способы их преодоления;

познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, сравнивают, делают выводы;

коммуникативные: осуществляют учебное взаимодействие, ясно выражают свои мысли.

- личностные: осознают личную ответственность за результаты учебной деятельности, концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

Оборудование: Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014, рабочая тетрадь, доска, мультимедийное обеспечение – компьютер, проектор (презентация из 15 слайдов), карточки для групповой работы, линейка мерки в 1см и 1 дм, веревочки длиной 40 см и ножницы, измерительная лента.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной  раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.

 

2. Актуализация базисных знаний.

- Прочитайте слова на доске.

- Что их объединяет?

- Вспомните единицы измерения этих величин. Вставьте их правильно в предложения.

 

- Сравните величины.

 

- Какие возникла затруднения?

  

-   Это обозначение новой единицы измерения длины. А вот как она называется вы определите сами, работая в паре.

- Вспомните правила работы в паре?

- Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте название новой единицы измерения длины и темы нашего урока. 

17

12

15

19

11

18

14

20

М

Е

И

Т

Д

Е

Ц

Р

- Прочитаем хором тему по слогам с ударением.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой единицей измерения длины – дециметром, узнаете, для чего ее используют. Научитесь с помощью дм измерять и чертить отрезки. Повторите состав чисел второго десятка. Умение  решать примеры и  задачи.

- Масса, длина, объем.

- Величины.

Запись на слайде:

- Папа держит чемодан, масса которого 11 … (кг).

- В ведро вмещается 10 … (л) воды.

- Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1 … (см).

 

Запись на слайде:

5см * 8см

6кг * 13кг

10л * 7л

9см * 9дм

( дети сравнивают величины)

- Разные единицы измерения величины, неизвестная запись и т.д.

 

(работа в парах)

- Дециметр

 

 

 

 

(дети читают тему урока на слайде)

3. Открытие и фиксирование нового знания.

Проведём практическую работу.

-У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить ширину парты этой меркой. Удобно? (нет)

-Возьмите другую мерку и измерьте ширину  парты этой меркой. Удобно? (да)

-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)

- Значит, большая мерка равна 10 см.

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.

- Сколько в 1 дециметре сантиметров?

- Какова ширина парты?

- Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

- Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

 (Учитель чертит на доске).

- Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

Как подпишем? 1 дм или 10см

-  Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см

-  Запишем

- А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз.

индивидуальные мерки

1см и 1дм

(дети измеряют ширину парты разными мерками)

 

 

 

 

 

 

 

- 10 см

(ответы детей)

 

- По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

(чертят в тетради отрезок)

 

 

- Наложить мерку в 1 дм. Она должна совпасть с длиной отрезка.

 

(записывают 1 дм = 10 см)

 

4. Первичное закрепление.

№1  стр.51

- Что нужно сделать?

- Сколько дм верёвки нужно отрезать?

- Как отмерить?

- Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает.

- У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину.

- Сколько см в 2 дм?

Физминутка

 

…отрезать 2 дм верёвки.

…2 дм (повторяет слабый ученик)

Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке.

(практическая работа в парах)

- … одинаковые, 2 дм

 

- В 2 дм – 20 см.

 

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

№ 2 с.51

- Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это см и дм?

№ 6 с.51

- Измерьте длину и ширину учебника. Сколько это дм и см?

- Сравните свои ответы с ответами соседа.

- Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока?

- Чему вы уже научились?

- Что еще предстоит сделать?

(самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой)

 

 

 

 

 

  

На слайде дети отмечают уже выполненные цели урока

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А что еще можно измерить в см и дм?

А у Вити дома есть аквариум. Модно его измерить в данных единицах длины?

- Посмотрите в учебник. У Вити круглый аквариум? Его можно измерить в см и дм?

№ 3 с.51 (по вариантам)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи соседом.

- Если нашли ошибки, докажите соседу, в чем он ошибся.

- Сверьтесь с образцом. Правы ли вы были?

- Начертите в тетрадях такой же как у меня прямоугольник. Его длина 1 дм, а ширина 2 см.

- Дорисуйте его так, чтобы получился какой-то предмет.

- Что у вас получилось?

(предположения детей)

 

- Да, но только мягкой измерительной лентой, и это не будет длина и ширина.

 

(самостоятельная работа с взаимопроверкой)

 

 

Дети чертят прямоугольник по заданным меркам.

Творческая работа.

 

- Поезд, линейка и т.д.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать рисунок?

 - Как связан см и дм?

 - Зачем люди придумали дм?

-  Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины?

 - Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже.

- Какую задачу мы ставили перед собой?

- Удалось ли ее решить?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

На первой стрелке отметьте свою активность на уроке, на второй правильность выполнения заданий, на третьей степень усвоения материала – все ли было понятно, все ли запомнили.

- Я благодарю вас всех за урок, желаю и дальше также активно пополнять свой багаж знаний

- Познакомились с новой единицей длины – дм

- В  1 дм - 10 см

- Измерять крупные предметы.

 

 

 

 

На слайде дети отмечают уже выполненные цели урока.

 

Автор: Солдатенко Виктория Юрьевна, МБОУ «Шалинская СОШ № 1», Красноярский край, с. Шалинское, учитель начальных классов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!