По УМК «Перспективная начальная школа» с презентацией
Цель урока: познакомить с новой единицей длины – дециметром;
развивать умение соотносить дециметр и сантиметр.
Задачи урока:
1. Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные
- осознание практической важности изучаемой единицы измерения;
- ценностное отношение к умению выявлять проблему;
- определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;
- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой речи.
Предметные:
- знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра и дециметра;
- умение измерять длину;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях.
Оборудование урока: учебник «Математика» + рабочая тетрадь №2, 1класс, II часть, А.Л.Чекин; компьютер, проектор, экран; линейка, цветные полоски у каждого ученика.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- О чем мы должны помнить на каждом уроке?
(На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
(Интересным, весёлым, познавательным)
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
- Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)
II. Актуализация опорных знаний
- К нам в класс Знайка принес новую меру длины. Как ее называют? Чтобы узнать тему урока, эту запись нам надо расколдовать.
(Буквы слова выставляются на доску после угадывания числа-ответа)
1) Это число предшествует числу 16. (15 - Д)
2) Число, следующее за числом19. (20 - Е)
3) В этом числе 1 дес.2 ед. (12 - Ц)
4) Число больше 9 на 4 (13 - И)
5) Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 10 (15 - М)
6) I слаг.- 7, II слаг.- 4. Найдите число – сумму (11 - Е)
7) В бочке 10 ведер воды. Из него взяли 6 ведер. Сколько ведер осталось в бочке? Найди число. (4 – Т)
8) Красный отрезок равен 8см, а синий на 2см больше. Чему равен синий отрезок? Найди число.(10 – Р)
- Какое слово у вас получилось? (Дециметр)
- Это слово встретится нам в заданиях учебника. Поставьте цели урока, глядя на страницу учебника. Чем мы будем сегодня заниматься?
III. Cообщение темы и целей урока.
(Слайд №1)
- На этом уроке будем рассматривать тему «Сантиметр и дециметр». Вы познакомитесь со II единицей измерения длины - дециметром. Но вначале вспомним, что такое сантиметр? Затем узнаете, как новая единица длины связана с сантиметром. Обсудите, как её записывать и потренируетесь в измерении, записи и сравнении разных величин длины. Также научитесь производить вычисления.
IV.Формирование нового знания через деятельностный подход.
Проведём практическую работу.
- У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)
- Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)
- Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см.
Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. На доске появляется карточка с названием единицы измерения.
- Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)
- Какова длина парты?
V. Подведение к проблеме.
-Давайте понаблюдаем за измерениями. Перед нами отрезок и 3 разноцветные полоски - мерки разной длины (Слайд №2)
- красная
- жёлтая
- зелёная
- Давайте посчитаем, сколько раз наша красная мерка укладывается в отрезок.
(Прикладывается 1 мерка к отрезку 2 раза). Значит, в отрезок укладывается две мерки.
- Аналогично посчитаем, сколько раз укладывается в отрезок 2 и 3 мерки.
(Получаются: 2 мерка – 3 раза, а 3 мерка – 4 раза).
- Почему у нас получились разные результаты? (Ответы детей)
- Правильно. Мы брали мерки разной длины. В старину люди тоже столкнулись с мерками разной длины, поэтому были приняты единые общепринятые единицы длины.
- Вспомните, какую общепринятую длину вы знаете?
- Правильно. Это сантиметр.
(Показывается полоска в 1 см) Слайд №3
- Помогите Мише измерить длину данных отрезков общепринятой меркой – сантиметром.
- Сколько раз укладывается эта мерка в 1 отрезок? (10 раз) Это 10 см.
- А теперь 2 отрезок измерим этой меркой. Вы уже догадались, что нужно сделать?
- Да. Мерка в 1 см слишком мала, чтобы измерить отрезок большей длины. Нам нужна другая мера длины. Давайте её получим. Для этого возьмём мерку в 1 см и отложим 10 раз (Мерка прикладывается к отрезку)
- Люди договорились называть эту новую мерку дециметром.
Записывается это так: 1 дм.
- Сделаем: 1 дм = 10 см
- Какой меркой измерите оставшуюся часть отрезка?
- Чему же равен 2 отрезок? (1 дм 2 см)
- Давайте переведем 1дм 2см в см и вспомним, что число 10 это десяток единиц, а 1 дм – это десяток. Значит: 1 дм 2 см = 12 см
VI. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VII. Первичное закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику с.78 №2.
- Прочитаем и выполним все вместе задание.
(Учащиеся чертят в тетрадях с помощью линейки полоску длиной 10 см, а внизу отрезок в 1 дм.)
10 см
1 дм
- Сравните по длине полоску и отрезок.
Запись в тетради: 1 дм = 10 см.
2. Задание для любознательных.
- Посчитайте, сколько клеток укладывается в 1 дм? (20 клеток)
- А в 1 см? (2 клетки)
3. Закрепление пройденного.
- А теперь потренируемся в сравнении и вычислении сложения и вычитания разных единиц длины. (Слайд №4)
7 см 1 дм 2 дм 10 дм 10 дм 1 дм 1 дм 8 см 1дм 7 см
|
3 дм + 6 дм = 4 дм - 1 дм = 5 дм + 7 дм = 8 дм 6 см - 6 см = 2 дм 9 см - 2 дм = |
- Выполним в Р.т. задания №1 и порассуждаем, сравнивая отрезки.
VIII. Самостоятельная работа.
- Выполните самостоятельно задания 2, 3 в печатных тетрадях.
- Проверьте друг у друга (Взаимопроверка)
- А теперь проверьте правильность выполнения по Слайду №5.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- О какой новой единице измерения длины узнали?
- Когда ей удобно пользоваться?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя сигналы светофора.
(Cлайд №6)
- желтый (не было ошибок);
- зелёный (были ошибки);
- красный (не смог выполнить ни одного задания).