Цели урока:
Задачи:
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.
Учебник: Математика. 1 класс ч. 2 авт.: Моро М.И., Волкова С.И. и др. М.: "Просвещение", 2011.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гумрал Джасуровна и сегодня я у вас проведу урок математики.
- Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, на уроке быть активными, чтобы у нас с вами получился хороший урок.
- А для этого давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- Присаживайтесь, ребята
- Ребята, давайте вспомним, что такое масса? (это вес предмета)
- В чем измеряется масса? (в килограммах)
- Верно, килограмм – единица измерения массы.
- Давайте, посмотрим на рисунок. Необходимо узнать массу гуся и массу курицы.
- Сначала, узнаем массу гуся. Что мы можем сказать по этой картинке? (Мы можем сказать, что масса гуся и масса гирь одинаковая)
- Чтобы узнать массу гуся, что нам нужно узнать? (Массу гирь)
- Верно, а сколько килограммов составляет масса гирь? (3 кг)
- Как вы это узнали? (сложили 2 + 1 = 3)
- Хорошо, значит, чему равна масса гуся? (3 кг)
- Верно, посмотрим на следующую картинку.
- Что мы можем сказать про массу? Какая она? (Одинаковая)
- Верно, а мы знаем уже массу гуся? (Да)
- Чему она равна? (3 кг)
- А как найти массу курицы? (Мы знаем, что масса гуся 3 кг, а масса гири 2 кг. Если вычесть 3 - 2 = 1, то получим массу курицы)
- Верно, значит, чему равна масса курицы? (1 кг)
Промежуточная рефлексия
- Итак, что мы сейчас делали? (Узнавали массы гуся и массу курицы)
- Хорошо, давайте двигаться дальше.
- На доске записаны слова: длина, сантиметр, масса, килограмм, литр. Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
- Выйдете к доске и сопоставьте слова по группам. (Выходит один ученик и делит слова на группы: масса - килограмм, длина - сантиметр)
Побуждение к осознанию противоречия
- Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.
- Какое слово осталось? (Литр)
- А вы где-то встречались с такой единицей измерения? (ответы учащихся)
- А вы знаете, что измеряется этой величиной?
- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Узнаем, что такое литр)
- Что у нас в стакане? (Вода)
- А вода – это что? (Жидкость)
- Верно, куда наливают жидкость? (В стакан, в банку, кастрюлю)
- Или другим словом в емкость.
- Что еще мы можем назвать жидкостью? (Молоко, кефир, сок и т.д.)
- Ребята, посмотрите на эти банки. (банка 1 литр и сок 1 л)
- Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (разное, одинаковое, не знаем)
- Давайте посмотрим. Учитель наливает 1 литр банки воды в 1 литр упаковки от сока, и вода заполнила полностью эту упаковку.
- Что вы заметили? (емкости были разними, но воды вместилось одинаковое количество)
- Верно, значит эти емкости вмещают в себя одинаковое количество воды, т.е. жидкости.
- Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить на уроке? (о литре, о жидкости и его вместимости)
Промежуточная рефлексия
- Итак, тема нашего урока "Литр". Какую цель поставили перед собой? (узнать, что такое литр и что измеряется в литрах)
- Ребята, давайте все встанем и повторим за мной:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть. (Повторяют за учителем)
- Измеряют жидкости специальной единицей измерения, которая называется "литр".
- И говорят, что литр – это единица измерения емкости. Емкость – это предмет, в который помещена жидкость.
- 1 литр жидкости вмещается вот в эти емкости (показываю на слайде): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.
- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами? (3, 5, 6)
Опыт
Учитель выливают воду из литровой банки в стакан.
- Сколько стаканов нам потребовалось? (Дети вместе с учителем считают. 5)
- Сделайте вывод. (Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости)
- Какими стаканами мы измеряли? Какие они были? (одинаковые)
- Верно, вместимость нужно определять одинаковой меркой, т.е. чтобы узнать сколько стаканов понадобится для измерения однолитровой банки и однолитровой бутылки, нам необходима одинакова мерка, а именно одинаковые стаканы.
- Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру? (5 литров)
- Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру? (3 литра)
- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах.
- Когда вы приходите в магазин, вы видите жидкости в различных коробках, банках, бутылках.
- Как правило, на этих пакетах указанно, сколько жидкости в него помещено.
- Сокращенно слово литр записывают так... (на доске висит карточка: литр – л)
Промежуточная рефлексия
- Вспомним, что же измеряют в литрах? (Вместимость жидкости)
- Верно, какой буквой записывают литр. (л)
- Откройте свои тетради. Отступите 4 клеточки вниз от последней записи. Давайте запишем сегодняшнюю дату.
- Откройте учебники на стр. 38 № 3. Я читаю задачу, а вы внимательно слушайте.
- В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и билоне вместе?
Анализ задачи
- О чем эта задача? (о молоке в банке и в бидоне)
- Что такое бидон? (Большая банка, не знаем)
- Посмотрите на слайд, так выглядит бидон.
Бидон - металлическая емкость для перевозки жидкостей, чаще всего молока
- Что такое молоко? (жидкость белого цвета)
- В каких емкостях находится молоко?
- Сколько литров молока в банке? (3 л)
- Что известно про молоко в бидоне? (на 4 л больше)
- Что значит "на 4 л больше"? (столько же сколько в банке, да еще 4)
- Давайте составим схему этой задачи:
- Посмотрите на схему, сколько знаков вопроса у нас получилось? (два)
- А почему у нас в схеме получилось два неизвестных? (в задаче необходимо ответить на два вопроса)
Поиск решения задачи
- Составим дерево рассуждений: Какие два данных мы знаем? (3л и 4л)
- Зная эти данные, что мы можем найти? (сколько литров в бидоне)
- Хорошо, зная, сколько литров в бидон и в банке. На какой вопрос мы можем ответить? (сколько литров молока в банке и бидоне вместе)
- Как мы будем или каким действием будем выполнять первое действие? (сложение)
- Почему? (Потому что на 4 больше, значит столько же сколько литров в банке, да еще 4)
- Верно, а каким действием будем выполнять второе действие? (Находим целое, зная части)
3 решение задачи
1) 3+4=7 (л) в бидоне
2) 3+7= 10 (л) в бидоне и в банке вместе
- Сколько чисел будет в ответе? (два)
Ответ: 7 л и 10 л.
Проверка решения задачи
- Каким способом удобнее проверить решение данной задачи?
- Составим обратную задачу: В банке и в бидоне 10 литров молока. Известно, что в бидоне 7 литров молока. Сколько литров молока в банке? (10 - 7 = 3 (л)
- Какой вывод можем сделать? (Т.к. искомое обратной задачи совпало с данным первой, исходной задачи. Значит, задача решена верно)
- Ребята, давайте вспомни, что измеряют в литрах? (Вместимость жидкости)
- Какой буквой будем отмечать литр? (л)
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, что такое литр и что измеряется в литрах)
- Мы достигли нашей цели? (Да)
- Оцените свою работу на уроке, поставь соответствующий своему восприятию смайлик на полях.
- Урок закончен. Спасибо всем за работу. До новых встреч!