Цель: создание условий для ознакомления младших школьников с задачами в 2 действия (составные задачи).
Задачи:
Учебник: "Школа России" 2 класс 2 часть, страница 62.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Максимовна. И сейчас у нас урок математики. |
|
Мотивация к учебной деятельности |
- Ребята, возьмите карточку с лестницей успеха. - Как вы думаете, для чего она, что мы должны сегодня сделать? - Верно, давайте сначала нарисуем себя на первой ступеньке - Задача на урок - оказаться на последней ступеньке! Поэтому, работайте активно, чтобы все получилось. |
- Оказаться на последней ступеньке в конце урока. Рисуют. |
Актуализация знаний
Работа в парах с фронтальной проверкой |
- Ребята, я для вас приготовила задание, в результате выполнения которого мы узнаем, что мы сегодня будем изучать. - Задание на доске: Просчитать математическое выражение, каждое из которых имеет свою букву, а куда её нужно поставить, я думаю, вы догадаетесь. - Итак, начнем считать выражения по порядку слева направо. - Тема нашего урока: ознакомление с задачей в 2 действия. - Какое слово получилось? - Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас лежит одна на парту карточка под номером 1. Возьмите ее. Вам нужно найти и прочитать только ту запись, которая является задачей. Объясните свое решение. На выполнение задания дается 1 минута. 1. У Кати было 6 маленьких заколок и 2 больших. 2. У мальчика было 10 тетрадей. Он исписал 3 тетради. Сколько карандашей у него осталось? 3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена? - прочитай, пожалуйста, из этих записей задачу. - почему вы решили, что это именно задача? - остальные ребята тоже выделили 3 задачу? - молодцы. |
- задача - Условие, вопрос, решение и ответ. - Задача под номером 3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена? - потому что в ней есть условие и вопрос. В первой задаче нет вопроса, а во второй задаче вопрос не относится к условию задачи. - да |
Постановка цели урока |
- А теперь давайте определим цель нашего урока? Посмотрите на слайд. Давайте соберем ее. В интерактивной игре. Кто сможет прочитать цель урока полностью? |
- Будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение. |
Составление плана урока |
- Давайте составим план нашей работы на уроке. Восстановите последовательность плана. - Что мы будем делать сначала? - Чему потом научимся? - Что закрепим? - В конце что выполним? Все верно. Это – наш план урока. |
1. Научиться составлять краткую запись к задачам в 2 действия 2. Научиться записывать решение задачи в 2 действия 3. Закрепить умение решать задачи в 2 действия. 4. Самостоятельное решать составные и простые задачи. |
Проблемная ситуация |
- Открываем тетради по математике, отступим 2 клеточки вниз, и запишем дату: 22 мая, и на следующей строке, отступив 1 клеточку вниз запишем «Классная работа». И не забываем о правиле: тетрадь влево наклоню, ручку держите правильно, сидите прямо, не сгибаясь. - Открываем учебник на с. 62. Посмотрите на 1 задачу. Прочитайте ее. На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? (Схема на доске через документ-камеру) Подумайте, можем ли мы ее решить сразу? Записать решение, ответ. Попробуйте записать решение в тетрадь. - У вас получилось? Смогли ли вы решить эту задачу сейчас? - Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её? - Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем? |
- Нет. у всех ответы получились разные. А кто-то не смог решить задачу. - нет - потому что такой вид задач мы еще не изучали. - как решать задачи в 2 действия |
Работа по учебнику (ОНЗ) |
Давайте разберемся с этой задачей, и выполним первый пункт плана урока. - О чём говорится в задаче? - Давайте на экране посмотрим схематический рисунок. - А сможем ли мы записать по рисунку краткую запись? - Как? - Что такое 7? - Известно, сколько шариков было на второй проволоке? - А что сказано о числе шариков на второй проволоке? - Что значит «на 3 больше»? - Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? - Каким действием? - Запишите первое действие. - Повторим, сколько шариков на первой проволоке? - На второй проволоке? - Посмотрим, какой теперь схематический рисунок получился. -Что обозначает фигурная скобка? - Дополните свою краткую запись фигурной скобкой. (дорисовываю на доске скобку) - Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? - Каким действием? - Запишите второе действие и ответ к задаче. - Ребята, удалось ли нам получить результат? - А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи. с. 62 - Совпали наши позиции? - Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие? - Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами. - А эту задачу мы можем назвать простой? Почему? - А как можно назвать эту задачу? - Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными. - А как вы думаете, почему она называется составной? «Составная задача» - потому что мы её составляем из нескольких действий. - Ребята, по какому плану решали задачу? Что узнали сначала? Что узнали потом? |
- о шариках
- да 1 п. – 7 ш. 2 п. – ?, на 3 ш. > чем
- Столько шариков на первой проволоке. - нет - Их на 3 больше. - Это столько же (7) и еще 3. - да - сложением 1. 7+3=10 (ш.)
- 7 шариков. - 10 шариков
- Ф.с. обозначает, что нужно узнать, сколько шариков на двух проволоках. - да - сложением 2. 10+7=17(ш.) Ответ: 17 шариков. - удалось - да
- Нет. Потому что её решение состоит из двух действий. Предположения детей.
1. Сначала узнали, сколько шариков на второй проволоке. 2. Потом узнали, сколько шариков на двух проволоках. |
Первичное закрепление |
- Мы подошли к следующему пункту нашего плана - закрепить умение решать задачи в 2 действия. - сейчас я вам предлагаю поработать в группах по 3 человека. Сначала вспомним правила работы в группе. Возьмите карточки под номером 2. Что на них вы видите? Вам нужно внимательно прочитать задачу, и, посовещавшись в группах, найти верное решение к этой задаче. Чтобы вам было проще, начертите схему к задаче прямо на этих листочках. На стоянке было 5 красных машин, а синих - на 4 меньше. Сколько всего машин было на стоянке? - а теперь обменяйтесь вашими тетрадями с группами, и проверьте решение. Какое верное решение? - … прочитает нам задачу № 2,с.62 - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Похожа схема этой задачи на схему первой задачи? - В чём различия? - Сколько действий будет в задаче? - Значит, какая это задача простая или составная? - Составим план к этой задаче. Что нужно узнать сначала? - Что можно узнать после этого? Запишите решение самостоятельно. Удалось ли получить результат? Поменяйтесь тетрадями проверьте решение соседа с записью решения на эталоне. |
- не перебивать, слушать товарища, работать активно.
- задачу и варианты решения.
- второе. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Карточки с разноуровневыми заданиями. - мы с вами сейчас подошли к последнему пункту плана нашего урока – самостоятельная работа. У вас на партах лежат карточки под номером 3. На ней вы видите 2 задачи. первая задача обозначена зеленым цветом, и она более легкая. Вторая задача обозначена красным цветом – более сложная задача. Определите, какая задача решается в одно действие, а какая в два. Выберите ту задачу, которую хотите решить, запишите ее решение. Задача № 1 В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько красных бусинок в коробке? Задача № 2 В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько всего бусинок в коробке? - поднимите руки, кто выбрал задачу с красной пометкой – более сложную? А кто выбрал задачу с зеленой пометкой? - давайте проверим наше решение с эталоном на смарт доске. - Если у вас такое же решение, поставьте рядом плюс. |
|
Подведение итогов |
- Вот наш урок и подходит к концу, а значит, что вы сможете ответить на мои вопросы: - Какова была тема урока? - какая цель урока перед нами стояла? Достигли ли мы этой цели? - С какими понятиями познакомились на уроке? - Чем простая задача отличается от составной? - Как решить составную задачу? |
- решение составных задач в 2 действия - будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение. - да - составная задача - одно действие – два и больше действий - нужно составить план решения задачи |
Оценивание |
- Сегодня на уроке очень хорошо работала __ и она получает «отлично». ... допустила одну ошибку, и она получает «хорошо» |
|
Рефлексия |
Давайте с вами вернемся к карточкам с лестницей успеха. На какой ступеньке вы находитесь в конце урока? Поднимите руку, кто все усвоил, и работал отлично? нарисуйте себя на этой ступени. |
|