Конспект урока математики 1 класс "Ознакомление с задачей в 2 действия"

Цель: создание условий для ознакомления младших школьников с задачами в 2 действия (составные задачи).

Задачи:

  • через создание проблемной ситуации организовать деятельность учащихся по ознакомлению со структурой задачи;
  • знакомство с решением задач в два действия;
  • научить выделять ее части и анализировать содержание текстовой задачи, составлять краткую запись.

Учебник: "Школа России" 2 класс 2 часть, страница 62.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Максимовна. И сейчас у нас урок математики.

 

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, возьмите карточку с лестницей успеха. 

- Как вы думаете, для чего она, что мы должны сегодня сделать?

- Верно, давайте сначала нарисуем себя на первой ступеньке

- Задача на урок - оказаться на последней ступеньке!  Поэтому, работайте активно, чтобы все получилось.

- Оказаться на последней ступеньке в конце урока.

Рисуют.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах с фронтальной проверкой

- Ребята, я для вас приготовила задание, в результате выполнения которого мы узнаем, что мы сегодня будем изучать.

- Задание на доске: Просчитать математическое выражение, каждое из которых имеет свою букву, а куда её нужно поставить, я думаю, вы догадаетесь.

- Итак, начнем считать выражения по порядку слева направо.

- Тема нашего урока: ознакомление с задачей в 2 действия. - Какое слово получилось? 

- Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

У вас лежит одна на парту карточка под номером 1. Возьмите ее. Вам нужно найти и прочитать только ту запись, которая является задачей. Объясните свое решение. На выполнение задания дается 1 минута.

1. У Кати было 6 маленьких заколок и 2 больших.

2. У мальчика было 10 тетрадей. Он исписал 3 тетради.

Сколько карандашей у него осталось?

3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена?

- прочитай, пожалуйста, из этих записей задачу.

- почему вы решили, что это именно задача?

- остальные ребята тоже выделили 3 задачу?

- молодцы.

- задача 

- Условие, вопрос, решение и ответ.

- Задача под номером 3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена?

- потому что в ней есть условие и вопрос.

В первой задаче нет вопроса, а во второй задаче вопрос не относится к условию задачи.

- да

Постановка цели урока

- А теперь давайте определим цель нашего урока? Посмотрите на слайд. Давайте соберем ее. В интерактивной игре. Кто сможет прочитать цель урока полностью?

- Будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение.

Составление плана урока

- Давайте составим план нашей работы на уроке.  Восстановите последовательность плана.

- Что мы будем делать сначала?

- Чему потом научимся? 

- Что закрепим? 

- В конце что выполним? 

Все верно. Это – наш план урока.

1. Научиться составлять краткую запись к задачам в 2 действия

2. Научиться записывать решение задачи в 2 действия

3. Закрепить умение решать задачи в 2 действия.

4. Самостоятельное решать составные и простые задачи. 

Проблемная ситуация

- Открываем тетради по математике, отступим 2 клеточки вниз, и запишем дату: 22 мая, и на следующей строке, отступив 1 клеточку вниз запишем «Классная работа». И не забываем о правиле: тетрадь влево наклоню, ручку держите правильно, сидите прямо, не сгибаясь.

- Открываем учебник на с. 62. Посмотрите на 1 задачу. Прочитайте ее.

На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? (Схема на доске через документ-камеру)

Подумайте, можем ли мы ее решить сразу? Записать решение, ответ.

Попробуйте записать решение в тетрадь.

- У вас получилось? Смогли ли вы решить эту задачу сейчас? 

- Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её? 

- Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

у всех ответы получились разные. А кто-то не смог решить задачу.

- нет

- потому что такой вид задач мы еще не изучали.

- как решать задачи в 2 действия

Работа по учебнику (ОНЗ)

Давайте разберемся с этой задачей, и выполним первый пункт плана урока.

- О чём говорится в задаче?

- Давайте на экране посмотрим схематический рисунок. 

- А сможем ли мы записать по рисунку краткую запись?

- Как? 

- Что такое 7?

- Известно, сколько шариков было на второй проволоке?

- А что сказано о числе шариков на второй проволоке?

- Что значит «на 3 больше»?

- Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке?

- Каким действием?

- Запишите первое действие. 

- Повторим, сколько шариков на первой проволоке?

- На второй проволоке?

- Посмотрим, какой теперь схематический рисунок получился.

-Что обозначает фигурная скобка? 

- Дополните свою краткую запись фигурной скобкой. (дорисовываю на доске скобку)

- Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках?

- Каким действием?

- Запишите второе действие и ответ к задаче. 

- Ребята, удалось ли нам получить результат?

- А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи. с. 62

- Совпали наши позиции?

- Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие?

- Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами.

- А эту задачу мы можем назвать простой? Почему?

- А как можно назвать эту задачу?

- Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными.

А как вы думаете, почему она называется составной?

«Составная задача» - потому что мы её составляем из нескольких действий.

- Ребята, по какому плану решали задачу? Что узнали сначала? 

Что узнали потом?

 

- о шариках

 

- да

1 п. – 7 ш.

2 п. – ?, на 3 ш. > чем

 

- Столько шариков на первой проволоке.

- нет

- Их на 3 больше.

- Это столько же (7) и еще 3.

- да

- сложением

1. 7+3=10 (ш.)

 

- 7 шариков.

- 10 шариков

 

- Ф.с. обозначает, что нужно узнать, сколько шариков на двух проволоках. 

- да

- сложением

2. 10+7=17(ш.)

Ответ: 17 шариков.

- удалось 

- да

 

 

 

 

- Нет. Потому что её решение состоит из двух действий.

Предположения детей.

 

 

 

1. Сначала узнали, сколько шариков на второй проволоке.

2. Потом узнали, сколько шариков на двух проволоках.

Первичное закрепление

- Мы подошли к следующему пункту нашего плана 

- закрепить умение решать задачи в 2 действия.

- сейчас я вам предлагаю поработать в группах по 3 человека. Сначала вспомним правила работы в группе. 

Возьмите карточки под номером 2. Что на них вы видите?

Вам нужно внимательно прочитать задачу, и, посовещавшись в группах, найти верное решение к этой задаче. Чтобы вам было проще, начертите схему к задаче прямо на этих листочках. 

На стоянке было 5 красных машин, а синих - на 4 меньше. Сколько всего машин было на стоянке? 

- а теперь обменяйтесь вашими тетрадями с группами, и проверьте решение. Какое верное решение? 

- … прочитает нам задачу № 2,с.62

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Похожа схема этой задачи на схему первой задачи?

- В чём различия?

- Сколько действий будет в задаче?

- Значит, какая это задача простая или составная?

- Составим план к этой задаче. Что нужно узнать сначала? 

- Что можно узнать после этого? 

Запишите решение самостоятельно.

Удалось ли получить результат?

Поменяйтесь тетрадями проверьте решение соседа с записью решения на эталоне.

- не перебивать, слушать товарища, работать активно.

 

- задачу и варианты решения.

 

 

 

 

 

 

- второе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

- мы с вами сейчас подошли к последнему пункту плана нашего урока – самостоятельная работа.

У вас на партах лежат карточки под номером 3.

На ней вы видите 2 задачи. первая задача обозначена зеленым цветом, и она более легкая. Вторая задача обозначена красным цветом – более сложная задача.

Определите, какая задача решается в одно действие, а какая в два.

Выберите ту задачу, которую хотите решить, запишите ее решение.

Задача № 1

В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько красных бусинок в коробке?

Задача № 2

В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько всего бусинок в коробке? 

- поднимите руки, кто выбрал задачу с красной пометкой – более сложную? А кто выбрал задачу с зеленой пометкой?

- давайте проверим наше решение с эталоном на смарт доске.

- Если у вас такое же решение, поставьте рядом плюс.

 

Подведение итогов

- Вот наш урок и подходит к концу, а значит, что вы сможете ответить на мои вопросы:

- Какова была тема урока?

- какая цель урока перед нами стояла? 

Достигли ли мы этой цели?

- С какими понятиями познакомились на уроке?

- Чем простая задача отличается от составной?

- Как решить составную задачу?

- решение составных задач в 2 действия

- будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение.

- да

- составная задача

- одно действие – два и больше действий

- нужно составить план решения задачи

Оценивание

- Сегодня на уроке очень хорошо работала __ и она получает «отлично». ... допустила одну ошибку, и она получает «хорошо»

 

Рефлексия

Давайте с вами вернемся к карточкам с лестницей успеха. На какой ступеньке вы находитесь в конце урока? Поднимите руку, кто все усвоил, и работал отлично? нарисуйте себя на этой ступени.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!