УМК: "Школа России".
Цель: создать условия для применения учащимися своих знаний и умений о задачах на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Планируемые результаты:
Оборудование: школьная доска, учебник, тетрадь, проектор, дидактический материал.
Учитель: Доброе утро, ребята!
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (ответы детей)
Тогда вы легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится:
Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)
- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, пенал, рабочая тетрадь, дневник, листочки в клетку и оценочные листы.
- С ними вы будете работать целый урок, так что далеко не убирайте их.
Учитель: Сейчас я предлагаю выполнить арифметический диктант.
- Запишите в строчку, через клеточку только ответы.
Арифметический диктант
- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг друга по образцу, который представлен на экране.
- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки?
- У кого сделана одна, две ошибки?
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Переверните листки, которые я сейчас вам выдала.
- На листах у вас находится 3 домика, вам нужно в пустые окошки вставить недостающие числа. Первый домик мы заполним все вместе.
- Число 5 состоит из 3 и …? Какое число мы должны вставить? (2)
- Чтобы нам найти недостающее число, что нам нужно сделать в данном случае? (Из большего вычесть меньшее)
- Значит из 5 нужно вычесть 3 и получится 2.
- Какое число мы вставим в домик? (2)
- Заполним еще один пропуск. Число 5 состоит из 4 и …? Какое число мы должны вставить? (1)
- Почему? (Из большего вычитаем меньшее)
- Что из чего нужно вычесть? (Из 5 вычесть 4)
- И какой ответ у нас будет? (1)
- Дальше вы выполняете в парах. Один человек заполняет второй домик, другой человек заполняет третий домик. Давайте проверим. (проверка)
- Что мы сейчас повторили? (Состав числа)
- Из конвертов достаньте кружочки и квадратики.
- А сейчас мы с вами отправимся в гости к трем медведям. Помните, как в сказке говориться: Маша зашла в избушку и увидела около стола три стула. Чьи были стулья? (трех медведей)
- Выложите у себя на парте три синих квадрата. На столе стояло СТОЛЬКО ЖЕ тарелок. Выложите столько кружочков, сколько было тарелок.
- Сколько выложили кружочков? (3)
- Почему? (потому что их было СТОЛЬКО ЖЕ, сколько и стульев)
- Соберите вместе кружочки и квадратики. Слушаем дальше. Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем тарелок. Положите столько кругов сколько Маша поставила стаканов.
- Сколько кругов вы положили? (4)
- Почему? (Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем тарелок)
- Что это значит? (это значит СТОЛЬКО ЖЕ и еще 1)
- Что значит на один больше? (это значит, что количество стаканов мы увеличили на 1)
- А как это записать примером? (3+1=4)
- Соберите вместе кружочки и квадратики. Слушаем дальше.
- Куда она пошла по сказке дальше? (В спальню)
- Вдруг Маша увидела три кровати, выложите три квадратика. А подушек было на 1 меньше. Выложите столько кружков, сколько было подушек.
- Сколько выложили кружков? (2)
- Почему? (Потому что подушек было на 1 меньше)
- Что это значит? (это значит СТОЛЬКО ЖЕ, но без 1)
- Как узнать количество подушек? (3-1=2)
- Теперь соберите все в конверт. Что же нужно сделать, чтобы увеличить число предметов? (увеличить, сделать больше)
- А с каким действием будем составлять пример? (с действием сложения)
- А что же нужно сделать, чтобы уменьшить число предметов? (уменьшить, сделать меньше)
- Каким действием узнаем? (действием вычитания)
- Прочитайте слова на доске:
- Как вы думайте, чем мы будем заниматься?
- А сейчас я вам предлагаю вспомнить, что такое задача. На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок. Скажите, можно ли это задание назвать задачей? (нет)
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос)
- Чего не хватает? (Вопроса)
- Придумайте вопрос к задаче? (Сколько всего щенков на картинке?)
- Повторите условие и вопрос задачи. Что нам известно? (Что на картинке находится 3 рыжих щенка и 1 серый)
- Какой вопрос мы сформулировали к задаче? (Сколько всего щенков на картинке?)
- Какое действие нам нужно выполнить, чтобы найти сколько стало щенков? (Сложение, 3+1=4)
- Давайте проверим наше решение. Сколько щенков было сначала на картинке? (3)
- Сколько щенков прибежало? (1)
- Увеличилось количество щенков или уменьшилось? (Увеличилось)
- Какой знак мы использовали, если количество щенков увеличилось на 1? (+)
- Сколько всего щенков на картинке? (4)
- А если у нас на картинке сидело сначала 4 щенка, но один из них убежал.
- Какое действие нам нужно выполнить, чтобы найти сколько стало щенков? (Вычитание, 4-1=3)
- Увеличилось ли у нас количество щенков или уменьшилось? (Уменьшилось)
- Какой знак мы использовали, если количество щенков уменьшилось на 1? (-)
- А теперь соотнесите арифметические знаки со словами на доске.
Учитель: Мы с вами поработали сейчас с задачей и с этими словами. Тема нашего урока называется: Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. (На доске вывешивается тема урока)
- Какую мы цель поставим? (продолжить решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц)
Физкультминутка
- Откройте учебники на странице 96. Сейчас мы выполним задание под № 1.
- Кто прочитает нам задачу?
Учитель: Прочитайте только условие задачи. (У Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше)
- Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько тетрадей стало у Люси?)
- Какое действие нужно выполнить? (Действие сложения)
- Какие слова вам помогли выбрать действие? (Стало на 2 больше)
- Что значит "на 2 больше"? (СКОЛЬКО ЖЕ да еще 2)
- Давайте запишем решение вместе.
- Теперь перейдем к следующему заданию. Кто прочитает нам задачу?
- Прочитайте только условие задачи. (У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше)
- Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько карандашей стало у Лиды?)
- Какое действие нужно выполнить? (Действие вычитания)
- Какие слова помогли выбрать действие? (Стало на 2 меньше)
- Что значит "на 2 меньше"? (СТОЛЬКО ЖЕ, но без 2)
- Запишите в тетрадь решение задачи и ответ. Посмотрите на экран и проверьте свое решение задачи.
Учитель: Найдите задание № 3 в учебнике. Девочки работают с рисунком с вишней, мальчики – с рисунком с помидорами.
- Вам нужно прочитать задачу и назвать все ее составные части – условие, вопрос, решение и ответ.
- Начнем с мальчиков. Один ученик отвечает, другие могут ему помогать. Итак, кто хочет прочитать задачу и назвать ее первую составную части?
- Было на тарелке 4 помидора. Стало на 1 больше. (условие)
- Сколько помидоров стало? (вопрос)
Ученик записывает решение и ответ на доске: 4+1=5 (п.)
- Теперь перейдем к девочкам. Одна ученица отвечает, другие могут ей помогать. Кто хочет прочитать задачу и попробовать назвать ее составные части?
- Было на тарелке 7 черешен. Стало на 1 меньше. (условие)
- Сколько черешни стало? (вопрос)
- Теперь давайте поработаем в группах. (Учитель делит на группы)
- Представьте, что вы пришли в магазин. В кошельке у вас монеты, которые нарисованы на стр. 97.
- Вам нужно купить шарик, он стоит 8 руб, ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.
- Даю вам время подумать, постарайтесь сделать так, чтобы ваша комбинация монет отличалась от комбинации других ребят.
- А теперь вам нужно купить конфету, а она стоит 9 рублей. Ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.
- А теперь вам нужно купить мороженое, а оно стоит 10 рублей. Ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.
Учитель: Какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что было трудным?
- Что понравилось больше всего?
- Поднимите руку те, у кого сегодня на уроке все – все получалось, кому было все понятно.
- Поднимите руку, кого что-то не получилось и возникали трудности, еще осталось что-то непонятным.
- Поднимите руку те, кому совсем было непонятна тема урока.
- Урок закончен. Спасибо вам за урок! Вы все молодцы!