УМК: "Школа России".
Цель урока: формировать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:
Оборудование: портреты великих русских поэтов и писателей, компьютер, толковые словари, конверты с заданиями, маршрутные листы для каждой из команд, книги.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
- Работаем сегодня в группах. Вспомним правила работы в группах. (На доске распечатанные карточки, читает учитель)
- Выберите ответственного в своей группе. (Учитель надевает смайлик на ленточке)
- Итак, мы начинаем наш урок, внимание на экран. (Слайд: картины зимней природы)
- Как одним словом можно назвать то, что вы увидели? (пейзаж, природа)
- Какие чувства вы испытывали при просмотре? (восхищение, умиротворение, удовольствие)
- Мир вокруг нас поистине удивителен. Перед вами сейчас возникали картины знаменитых русских художников.
- На холстах красками они показали не только красоту, но и свою огромную любовь к нашей с вами родной природе. (На доске открыть слово Любовь)
- А сейчас приготовьтесь представить картину, о которой услышите в рассказанном произведении.
Ученик читает стихотворение "Зимнее утро" А.С. Пушкина, не называя автора и название произведения. (Слайд "Зимнее утро" с музыкальным сопровождением)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Какую картину вы представили? (Лес, поле заснеженное, солнце светит… родной край (открыть на доске)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (На доске переворачиваю скрытые слова: природа)
- Какое прозвучало произведение: поэтическое или прозаическое? (В поэтическом есть рифма, а в прозаических произведениях нет рифмы, идет описание событий)
- Как называют автора поэтического произведения? (Поэт)
- Перед вами портреты великих русских писателей и поэтов, может кто-нибудь знает автора услышанных строк и может нам его показать? (На доске портреты Пушкина, Толстого, Некрасова. Ученик указывает на Пушкина, остальные убираю)
И на вопрос "Кто ваш поэт?"
В строенье ль каменном, в избушке,
Один у русского ответ –
Он, улыбнувшись, скажет ... (Пушкин)
- Да, ребята. Это Александр Сергеевич Пушкин.
- Давайте сформулируем тему урока. (Читаем открытые слова на доске: любовь, родной край, природа. Составляем предложение: Любовь к природе и родному краю)
- С первым заданием поработаем в группах.
1 группа: Вы будете биографами. У вас на столе есть учебники, и я предлагаю вам заполнить паспорт писателя, используя материал. Ответственный распределит, кто какую информацию ищет. Приступайте к выполнению.
- Ребята, а мы с вами поможем нашим библиографам найти названия произведений А.С. Пушкина и выполним следующее задание.
- На ваших столах лежат конверты № 1. Необходимо собрать пазл и определить название произведения. В конверте несколько заголовков произведений, сопоставьте получившийся рисунок и заголовки. Найдите правильный вариант. Если команда готова, скрестите руки домиком в центре стола.
Слушаем ответы, затем выступление биографов.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
- И действительно в эти дни мы отмечаем День памяти А.С. Пушкина.
- Памятная дата 10 февраля – знаковое событие как в истории нашей страны, так и в истории мировой литературы.
- Каждый год в этот день в Петербурге во дворе дома на набережной реки Мойки, 12 традиционно проходит торжественное собрание, посвященное очередной годовщине гибели знаменитого поэта.
- И я вам предлагаю создать Пушкину свой нерукотворный памятник, этому великому поэту.
- В соответствии с темой нашего урока на фоне чего будет стоять этот памятник? (Ответы учащихся)
- Конечно, природы.
- Пушкин очень любил русскую природу и часто описывал ее в своих произведениях. Помните…
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том...
- А вы знаете, что Александр Сергеевич описал дуб из своей усадьбы в Михайловском. (Слайд: Могучий дуб. Усадьба Пушкина Михайловское)
- Мне удалось побывать там, и я привезла оттуда дубовый листочек, который бережно храню. Вот он, можете к нему прикоснуться, только очень осторожно.
- Мы выполнили первое задание и есть начало нашего памятника, а это фундамент, постамент. (Слайд: На фоне могучего дуба и окружающей природы возникает постамент)
- И следующее задание для группы историков.
2 группа: Вы историки. В стихотворении встретились устаревшие слова. На столе у вас текст с выделенными словами. Пользуясь словарями (на столе толковые словари), запишите значение слов. Ответственный распределит, кто какое слово записывает.
1 часть
2 часть
Остальные группы ищут соответствие картинки и выражения из стихотворения. (Конверт 2)
На слайде появляется надпись на постаменте: "Пушкин - до глубины души русский". А.И. Герцен
- Мы стали свидетелями того, как Пушкин изображает пейзаж.
- Какие изобразительные средства использует поэт для изображения картины?
- Красивую картину вы себе представили, когда читали это стихотворение?
- С помощью чего А.С. Пушкин изобразил эту картину? (Художник с помощью красок, а поэты и писатели с помощью слов, изобразительных средств)
- Что такое изобразительные средства напомнит нам 3 группа "Литературоведы".
- Прочитайте информационный лист у вас на столе. (Зачитывает ответственный)
Информационный лист
Эпитет – образное определение предмета, выраженное чащу всего прилагательным.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Олицетворение - прием, в котором неодушевленному предмету, животному, природе приписываются свойства человека.
Метафора
"Навстречу северной Авроры" - навстречу зимнему утру; (северное сияние, и автор сравнивает блестящий, солнечный , зимний день с красивым сиянием ночного неба)
"Звездою севера" - так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.
Сравнение
"Луна, как бледное пятно", "великолепными коврами"
Эпитеты
"День чудесный", "друг прелестный", "на мутном небе", "тучи мрачные", "великолепными коврами", "прозрачный лес", "янтарным блеском", "веселым треском", "нетерпеливого коня", "берег милый".
Олицетворения
"Вьюга злилась", "мгла носилась".
- Литературоведы находят в стихотворении изобразительные средства и с помощью текстовыделителя выделяют их по цвету.
- Определитесь, каким цветом будет олицетворение, каким сравнение и каким по цвету эпитеты.
Остальные группы тоже читают стихотворение и находят изобразительные средства. После выступления литературоведов дополняют, если они что-то пропустили.
Слайд: Появляется скульптура А.С. Пушкина на постаменте.
Учитель: В русском языке по данным "Словаря современного русского литературного языка" 131257 слов.
- Однако если учитывать все исторические и диалектные формы языка, то число слов может достигать 500 тыс.
- Дети вашего возраста используют в обычной речи 3500 слов. Взрослый человек от 5000 до 8000 слов.
- У Пушкина словарный запас слов был более 30.000 слов. Поэтому его речь, несмотря на свою простоту, так красива.
- А что нужно делать, чтобы ваш словарь стал богаче? (Много читать, учиться пересказывать, следить за правильностью речи)
- Виртуальный памятник Пушкину мы построили. Давайте подведем итог и вспомним этапы нашего урока.
- Мы с намеченными целями справились. Хочу вернуть вас к теме урока и напомнить, что Родина для поэта - это не только его родные, друзья, знакомые.
- Родина - это весь русский народ, его язык, родная природа. Именно поэтому у нас получился такой замечательный памятник поэту.
Выставление отметок
Выучить стихотворение наизусть, подготовить рисунок с русским зимним пейзажем.
- А на память о нашем уроке я приготовила для вас памятные подарки – закладки с изображением поэта.
- Вы сегодня все работали на уроке хорошо, я говорю вам спасибо, а вы мне все говорите - урок у нас получился класс!