УМК: "Перспективная начальная школа".
Тема: П. Кончаловский "Сирень", А. Кушнер "Сирень".
Цель урока: учить учащихсяч 4 класса видеть красоту и гармонию родной природы на примере произведений искусства.
Задачи:
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Сегодня на уроке литературного чтения нас ждет много интересного. Пожелайте друг другу успехов на уроке. |
Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. |
Актуализация знаний |
- Назовите изучаемый раздел. Как вы понимаете фразу: «У искусства есть своя особенная правда»? - Иногда поэтам кажется, что словами невозможно передать необыкновенную особенную красоту природы, что это по силам только художникам, живописцам. - Дома я вас просила вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого, в котором поэт призывал художника нарисовать куст орешины. - О каком произведении идет речь? - Поэтическая минутка: слушаем чтение наизусть и готовим ответ на вопрос: - Кем на холсте представляется поэту деревце? - Что вы почувствовали, когда слушали Веру? - Что именно ты хотела передать, читая стихотворение? |
Учащиеся называют, объясняют.
Учащиеся называют стихотворение Николая Заболоцкого «Сентябрь». Ученица читает стихотворение.
Учащиеся слушают чтение наизусть, анализируют чтение. |
Сообщение темы урока
Открытие новых знаний |
- Николай Заболоцкий силой своего воображения превращает куст орешины в прекрасную царевну, обычное растение становится волшебным, живым. - Откройте учебники… - Какое удивительно красивое и в то же время такое знакомое нам растение станет предметом разговора на уроке? - Пролистайте страницы, чьими глазами мы видим этот цветок? - Почувствовать запахи возможно? - А услышать звуки? - С чьей помощью? - Определите тему урока. - Я помогу сформулировать. Тема - сирень глазами художника, поэта, композитора. - Назовите задачи урока. - Рассмотрите репродукцию картины Петра Павловича Кончаловского «Сирень» в учебнике. - Какие чувства вызвала у вас эта картина? - Рассмотрите репродукцию картины П. Кончаловского «Сирень в корзине» на слайде. - Что интересного вы заметили? - Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали? - Объясните свою точку зрения. - А какая сирень, именно эта сирень Кончаловского для вас, поделитесь впечатлениями. - Поэт Александр Кушнер тоже уверен, что сирень, изображенная художником Петром Кончаловским, ничуть не менее живая, чем настоящая цветущая. - Более того, он считает, что каждый, кто видел «Сирень» П. Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника! - Прослушав стихотворение, вы сможете поделиться своими ощущениями, согласиться или опровергнуть утверждение поэта. - Вы согласны с мнением поэта, что каждый человек, который видел «Сирень» П. Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника? |
Это сирень.
Определяют тему урока. Формулируют задачи - рассмотреть… - определить тему и основную мысль картины. - познакомиться… - проанализировать стихотворение - сравнить произведения искусства - научиться видеть красоту природы - открывать красоту природы. |
Первичное закрепление новых знаний |
- Обратите внимание на слова, требующие объяснения. - Какое слово требует толкование значения? - Есть ли ещё незнакомые слова? - Найдите описание формы листьев. - Что это значит? Ваши ответы неточны. - Кто хочет поработать со толковым словарём? - Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении? - Для ответа на вопрос, перечитайте стихотворение еще раз, работая в парах. - Посмотрите, как выглядела треуголка. - Вернёмся к стихотворению, в нём три строфы. - Прочитайте первую. - Какие определения дает поэт сирени? - А «ледяная» - какой оттенок? - Поэт, называя цветовые оттенки, их просто перечисляет? - Вы согласны с этим мнением? - Еще раз прочитайте первые три строчки, это поможет ответить на вопрос. - Как ещё поэт называет сирень? - Попробуйте объяснить. - Как вы думаете, поэт смотрит на букет или живой куст сирени? -Докажите, обратив внимание на блеск листьев, тень от куста. - Как понимаете строчку: «Летний полдень разбит на осколки»? - Что за осколки? - Обратите внимание на следующую строчку. - Назовите приемы, используемые автором. - С какой целью используются в произведении? - Прочитайте вторую строфу. - Удается ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчел? - Как добивается того, чтобы мы их слышали? - Какой прием использует поэт? - С какой целью? - Прочитайте третью строфу. - Нравится ли поэту букет Петра Кончаловского? - Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени. - А нам удалось увидеть глазами Кушнера сирень? - Прочитайте особенные строчки в стихотворении, в которых мы представим образ сирени именно поэта Александра Кушнера. - Подведём итог… - Какие произведения произвели на вас наибольшее впечатление? - Ваши ответы различны, о чём это говорит? - Мы продолжаем разговор об удивительной красоте живой сирени, увиденной глазами художника и поэта. - Давайте прочитаем стихотворение ещё раз, чтобы передать восхищение, любование красотой сирени. - Удалось или нет, поделитесь впечатлениями. - Вы согласны с мнением поэта, что каждый человек, который видел «Сирень» П. Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника? Пётр Кончаловский и другие художники подарили нам большое количество натюрмортов с изображением цветов сирени, рассмотрите их, а поможет вам почувствовать особую красоту сирени романс Сергея Рахманинова «Сирень». - Созвучно ли настроение музыки и картин? - П. Кончаловский сравнивал свое творчество с музыкой: «Я пишу, как музыкантиграет гаммы». - Я знаю, что многие учащиеся в нашем классе любят музыку и Эркин - один из них. Он хочет поделиться с нами интересными фактами из жизни композитора. - Послушайте, что нового было для вас в рассказе? - Кто готов поделиться, что удивило в рассказе? - Подведём итоги: какие чувства, эмоции художники, поэт, композитор испытывают, глядя на сирень? - Помогли ли тебе они увидеть красоту окружающего мира? |
Работа с текстом.
Предлагают воспользоваться толковым словарём Работа с «Толковым словарём» Ожегова.
Работа в парах.
Читают толкования слов.
Ответы учащихся.
Работа с текстом.
- Бестолковой. - Сирень для праздника, любования, она чуть легкомысленная.
- Сравнение, олицетворение.
Читают 3 ученика по строфам. (У доски)
Слушают романс и рассматривают картины.
- Любуются, восхищаются, считают её живой. |
Закрепление |
- Закрепляем знания, подберите существительные - ассоциации, к слову, сирень. - Нам предстоит работа в группах - составление описания картин по предложенной заготовке. - Помните правила работы в группе? - Представители групп подойдите к доске и выберите репродукцию. - Представителей групп прошу представить работы, оценить вклад каждого. |
Групповая работа. Называют правила, если требуется. Представители выбирают одну из пяти предложенных репродукций картин с изображением букетов сирени. Отчеты представителей. |
Итоги урока. Рефлексия |
- В конце урока давайте подведём итог. - Какую особенную правду открыли мы на уроке? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Помогают ли нам поэты, художники, композиторы увидеть красоту окружающего мира? - Домашнее задание (по выбору): 1. выразительное чтение: С. Кушнер «Сирень» 2. пересказ: скандинавская легенда о рождении сирени 3. создание собственного произведения о цветах - Начало марта, предчувствие весны, перемен, давайте послушаем поэзию, поэтическая зарисовка. - Кто хочет поделиться своими эмоциями, чувствами, мы с удовольствием вас послушаем. - Благодарю за урок. |
Мы готовы видеть красоту мира, открывать его для себя, чувствовать приближение весны…
Читают наизусть 3 стихотворения о поэзии, весне Б. Пастернака, А. Ахматовой.
|