Программа: "Школа России".
Цели:
Оборудование: аудиозапись, учебник.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
- Восстановите из слов пословицы и запишите их.
Нет на Родина ничего краше, свете чем наша. (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)
И земля в мила горсти своя. (Своя земля и в горсти мила)
- Объясните смысл пословиц.
- Сейчас вы познакомитесь с высказываниями двух известных писателей и объясните, как вы их поняли.
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".
- Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
К.Д. Ушинский говорил: "Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина".
- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
- Ребята, с какими пословицами и высказываниями мы познакомились в начале урока? Все они о чем?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- С какими произведениями о Родине мы уже знакомы?
- Какие цели на этом уроке мы поставим перед собой?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Анатолия Жигулина.
Жигулин Анатолий Владимирович, русский поэт, прозаик. Родился 1 января 1930 года в Воронеже. Отец – выходец из крестьян, мать – из дворянской семьи Раевских. Первые стихи он опубликовал в 1949, но вскоре был арестован по ложному обвинению и 10 лет пробыл в заключении в Сибири. В 1954 году освобожден и реабилитирован.
Первая книга стихов вышла в 1959 году в Воронеже. Он пишет лирические стихи, стихи – раздумья (философские), ясные и сдержанные, проникнутые светлой печалью от того, что все в мире быстро проходит и все очень ранимо. Жигулин любит деревню. как настоящую родину русского человека.
Умер Жигулин в Москве в 2000 году.
Словарная работа
- Объясните смысл слов:
взор
трепетный
проселки
перелески
даль
жнивье
утешенье
исцеление
- Чтение трудных слов:
Самостоятельное чтение. Беседа по содержанию
- Как вы объясните "любить без памяти"?
- Что имеет в виду поэт, когда говорит о низком холмике со звездой?
- Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?
Физкультминутка
- В каком темпе и с какими чувствами вы бы читали это стихотворение?
- Между какими строками нет паузы?
- В каких строках есть пауза внутри строки?
Чтение стихотворения учителем, затем хором.
Выразительное чтение учениками
- Как вы считаете, кому удалось выразительно прочитать стихотворение?
- Что вдохновило поэта на написание стихотворения?
- Какие чувства к Родине испытывает автор стихотворения?
- Понравилось вам стихотворение? Почему?
- Вы знаете, что некоторые стихи становятся песнями. Одна такая песня о Родине сейчас прозвучит. (Слушаем аудиозапись)
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за сесть твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
- Какой праздник наша страна готовится отмечать 9 мая? (День Победы)
- Это еще одна героическая славная страница в истории нашей страны.
- Когда наши прадедушки и прабабушки, не жалея своих жизней, защищали свободу нашей Родины, чтобы мы сейчас могли спокойно жить, учиться и рабртать во славу Родины.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, достигли мы их?
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А. Жигулина "О, Родина!"