Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Михаил Юрьевич Лермонтов "Парус"

Цель урока: cоздать условия для полноценного восприятия произведения М.Ю. Лермонтова "Парус".

Задачи:

  • расширение представлений учащихся правильно его анализировать;
  • воспитание внимательного отношения к художественному слову.

Оборудование: учебник и тетрадь "Литературное чтение" 4 класс, альбомный лист, рисунок Ю.М. Лермонтова "Парус", презентация урока, кораблик с парусом для каждого ученика, грамзапись романса на музыку А. Варламова "Белеет парус одинокий".

Ход урока

Организационный момент

- Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет теплая обстановка, прекрасное настроение, как у нашего цветка.
- Я желаю, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдет с пользой для всех.

Проверка домашнего задания

- С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова?

М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Был сыном военного, а мать принадлежала к богатому и знатному роду. Когда мальчику было три года, умерла его мать, воспитанием занялась бабушка. Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, успешно изучает иностранные языки.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаикМихаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

В 1827 году Лермонтов едет с бабушкой в Москву. Через год поступает в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и какое задание получили? (ответы учащихся)
- Определите, какая модель обложки соответствует произведению М.Ю. Лермонтова "Москва. Москва!.." (На слайде модели обложек)

Модели обложекМодели обложек

Работа в группах

Класс разбит на 4 группы. Каждый ученик читает наизусть стихотворение в своей группе. Затем из каждой группе по одному ученику читают стихотворение М.Ю. Лермонтова "Москва. Москва!.." - наизусть.

- Оцените, кто из учеников вам больше всех понравился, как прочитал стихотворение? Почему?
- Михаил Юрьевич Лермонтов говорил: "Что Москва – моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!"

Постановка темы и цели урока

- Учитывая содержание проделанной работы, определите, о жизни и творчестве какого автора мы будем говорить на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Мы говорили о М. Лермонтове, читали наизусть его стихотворение, значит, и на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с новым его произведением)

- Если вы правильно выполните мое задание, то узнаете, с каким именно произведением М.Ю. Лермонтова мы познакомимся.
- Как правильно назвать одним словом: "Большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и проводящий в движение судно". Это парус.
- Сформулируйте тему нашего урока. (М.Ю. Лермонтов "Парус")

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. (Формулируют цель урока: совершенствовать знания о творчестве М.Ю. Лермонтова;учиться правильно, выразительно читать "Парус" и его анализировать)

Физкультминутка

Работа над стихотворением М.Ю. Лермонтова "Парус"

Вступительное слово учителя

- М.Ю. Лермонтов переезжает из Москвы в Петербург. Любил он гулять по широким и тихим улицам, часто бывал в Летнем саду. В одно безоблачное утро он стоял на самом краю невского берега, у еле заметной пенистой кромки воды.

- Отсюда видно было серовато-голубое, ясное в этот час море. Какой-то непонятной тревогой и печалью была охвачена его душа. Он долго смотрел, как вдаль уплывали легкие парусники и лодки… И поэта написал следующие строки. Послушайте.

Рисунок Ю.М. Лермонтова "Парус"Рисунок Ю.М. Лермонтова "Парус"

Учитель читает наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус".

Моделирование обложки (фронтальная работа)

- Каждый ученик выполняет работу на ½ части альбомного листа.

Моделирование обложкиМоделирование обложки

- Что я вам прочитала?
Проблемный вопрос "О чем я прочитала?"

Мнения учащихся обсуждаются и выслушиваются:

  • стихотворение о природе;
  • о чувствах человека;
  • стихотворение о природе и чувствах человека;

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

- Сколько строк в строфе? Как называется такая строка?
- Есть ли в стихотворении художественные определения (эпитеты), которые поэт употребил для описания одинокого паруса?
- О чем поэт пишет в стихотворении? (о грусти, печали, одиночестве)

Словарная работа

Ученики читают слово и его значение, а затем ищут это слово в стихотворении, читают строчку со словом.

  • Лазурь – светло-синий цвет.
  • Мятежный – тревожный, неспокойный.

Работа над стихотворением М.Ю. Лермонтова

План

  1. Прочитать "жужжащим" чтением.
  2. Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
  3. Прочитайте, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.
  4. Прочитайте медленно.
  5. С ускорением.
  6. Выразительно.
  7. Работа в тетради "Литературное чтение" № 1, стр. 49 зад. 1-3 - самостоятельно с последующей проверкой.
  8. Слушание грамзаписи романса на стихи Лермонтова "Парус"

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прослушать романс. Музыку к стихотворению М.Ю.Лермонтова написал А. Варламов и называется он "Белеет парус одинокий".

Итог урока. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке? С каким произведением, и какого автора вы познакомились?
- На основе этого сформулируйте задание на дом? (Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" наизусть)

Слово учителя

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи и рисовал рисунки к своим произведениям.

- А теперь выразим свое отношение к уроку. У вас на партах лежат кораблики. Давайте мы их отправим в плаванье.
- Если урок понравился, вы получили удовольствие, то оставьте парус белым, как у М. Лермонтова. Если урок был для вас скучным, было грустно, то закрасьте любым цветом.
- Урок закончен. Спасибо всем!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!