Конспект урока литературного чтения 2 класс "Басни И.A. Крылова "Чиж и Голубь", "Лебедь, Щука и Рак"

Цели урока:

  • учить определять главную мысль произведения (мораль басни);
  • выявить эмоциональное отношение к прочитанному;
  • развивать умение характеризовать героев на основании их действий и поступков, определять авторское отношение к ним;
  • обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики героев;
  • развивать лексический запас учащихся посредством подбора синонимов к словам и басенным выражениям.

Ход урока

Организационный момент

Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно!

- Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте прочитаем девиз нашего урока: "Мало уметь читать – надо уметь думать".
- Я всем вам желаю на уроке быть внимательными и думающими читателями.

Стадия вызова

Проверка домашнего задания

- Какое произведение читали на прошлом уроке? ("Стрекоза и Муравей")
- Кто автор? (Иван Андреевич Крылов)

- Определите жанр произведения. (басня)
- Что такое басня?

Басня - это короткий поучительный рассказ, чаще всего стихотворный, где действуют люди, звери, птицы и даже вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни

Запись на доске:

  • небольшой объем;
  • поучительность;
  • часто стихотворная форма;
  • герои-люди, звери, птицы, вещи;
  • животным приписываются качества или черты характера людей.

- Какова главная мысль (мораль) этой басни? Ответьте пословицей. ("Труд кормит, а лень портит", "Делу время – потехе час")
- Что осуждает автор в этой басне? (Он осуждает беспечность, беззаботность, лень)

Прием "Драматизация"

Выразительное чтение басни по ролям. (соревнование в лучшем чтении басни по ролям тройками учеников)

- Поделитесь своими впечатлениями от игры наших актеров.
- Какой показана в басне Стрекоза? (Беспечная, легкомысленная, ленивая)

- Удалось ли это показать …?
- А каким был Муравей? (Трудолюбивым, справедливым, бесчувственным)
- А удалось ли … передать образ Муравья, который задумал Иван Крылов?

Басня "Чиж и Голубь"

Сообщение темы урока. Прием "Предположение"

- Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и скажите, кого вы видите на картинках? Кто из вас знает, что это за птицы? (Чиж, голубь)

Чиж – маленькая птичка желтовато-зеленого цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах, парках, лесах.

Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Часто можно встретить в городе.

- Как вы думаете, почему я вам показала иллюстрации этих птиц? (Сегодня на уроке мы будем читать о них)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Ивана Андреевича Крылова и познакомимся с басней "Чиж и голубь".
- Что вы должны знать при работе над произведением? (название произведения, его автора, содержание произведения)

- Чему должны научиться? (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения, правильно и выразительно читать)
- Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.

Стадия осмысления

Словарная работа

- Перед чтением басни поработаем над лексическим значением слов, которые встретятся в ней.
- Давайте прочитаем слова вместе.

  • Западня – ловушка для ловли птиц в виде клетки.
  • Силок – ловушка для ловли птиц в виде петли.
  • Ручаться – подтверждать, предсказывать с уверенностью, отвечать за свои слова.

Анализ литературного произведения

Чтение басни "Чиж и голубь" учителем.

- Ребята, послушайте внимательно басню и ответьте на вопросы: Кого из героев басни вы жалеете? Почему? (Чижа – в западне, голубя – запутался в силке)

Выразительное чтение басни учащимися.
- Почему герои произведения оказались в такой трудной ситуации мы узнаем, когда прочитаем басню еще раз.

Чтение басни по частям (по предложениям) и анализ каждой части.
- Какое несчастье случилось с Чижом?
- Ребята, подумайте и скажите, почему западня названа злодейкой?

- Найдите и прочитайте слова, которыми автор описывает, как вел себя пойманный Чиж? Прочитайте. (рвался, метался)
- Как вы понимаете значение слов рвался и метался? (Спасался)
- Употребляя эти слова, автор показал какие чувства испытывал Чиж, когда он попал в клетку? (испуг, беспокойство, растерянность)

- Какое слово указывает нам, что Голубь, который оказался рядом с Чижом, не переживал и не сочувствовал горю Чижа? (издевался)
- Прочитайте слова Голубя. В чем он был уверен?
- На какие качества характера Голубя указывают эти слова?

Карточка № 1

  • Самоуверенность
  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Равнодушие
  • Злость
  • Бессердечность

- Синонимами к слову отзывчивость являются? (чуткость, внимание)

- За свою самоуверенность, … Голубь был наказан. Как? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, справедливо ли он был наказан? Почему? Подтвердите свой ответ строчкой из басни.
- Используя выражение "И дело!"? (автор высказывает свое отношение к герою басни)

- Давайте подберем синонимичные выражения. "И поделом!", "Так и с тобой случилось", "Нельзя смеяться над чужой бедой".
- Какова главная мысль (мораль) этой басни? (дети отвечают)

- Найдите и прочитайте. (Вперед чужой беде не смейся, Голубок)
- Мораль басни стала в народе пословицей. Подберите еще пословицы, которые подходят к басне.

Работа с пословицами (карточка № 2)

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Ворон за море летал, умней не стал.
  • Глупой птице свой дом не мил.
  • Над другим посмеялся, над собою поплачешь.

- Так чему же учит басня? (Не радуйся чужой беде, не злорадствуй)

Выразительное чтение по ролям

- С какой интонацией и выражением нужно прочитать слова Голубя? (С насмешкой, самоуверенностью, хвастовством)

Физкультминутка

- Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться.
И тихо-тихо на воду садятся.

Басня "Лебедь, Щука и Рак"

Прием "Шифровка"
- Мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова, а кто герои этой басни узнаете, расшифровав запись. (прочитать слева направо)

АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак)

- Что объединяет этих животных? Их среда обитания (место жительства) связана с водой: рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.
- Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, с которой мы сейчас познакомимся.
- Басня Крылова так и называется - "Лебедь, Щука и Рак"

Словарная работа
- Перед чтением басни поработаем над лексическим значением слов, которые встретятся в ней с помощью иллюстрации.
- Давайте прочитаем слова вместе.

  • Согласье - единство целей, действий.
  • На лад дело не пойдет – хорошо дело не пойдет.
  • Мука – сильное страдание, испытание.
  • Поклажа – то, что уложено куда-либо для перевозки, багаж.
  • Воз – деревянная повозка с чем-то.
  • Ныне – сейчас.
  • Впряглись – упряжью соединиться с повозкой, вместо лошадей.

Первичное восприятие басни "Лебедь, Щука и Рак"
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться? Глупые: тянули в разные стороны. (Герои не смогли сдвинуть воз)
- У них действительно ничего не получилось, а почему узнаем, когда прочитаем еще раз басню.

Чтение басни учащимися, работа над содержанием

- Какую работу взялись выполнять вместе лебедь, щука и рак? (Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись)
- Какие слова нам подсказывают, что герои басни взялись за дело дружно? (И вместе трое все в него впряглись)
- Найдите выражение, которое указывает на то, что они очень старались? (Из кожи лезут вон)

- Объясните это выражение. (Очень стараются, изо всех сил)
- Получилась ли их затея? Как об этом говорит автор? (А возу все нет ходу)
- Почему же воз не сдвинулся с места? Возможно он был слишком тяжелым? Найдите доказательство в тексте. (Нет, т.к. "поклажа для них казалась и легка")

- Так в чем же дело? Чтобы выяснить, почему у героев ничего не получилось, давайте найдем слова, которые указывают куда каждый из героев двигал воз.

  • Лебедь рвется в облака.
  • Рак пятится назад.
  • Щука тянет в воду.

- Так почему же "воз и ныне там"? (Воз остался стоять на том же месте, потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Каждый герой хочет решить проблему своим способом)
- Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, даже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются Крылатыми.
- А воз и ныне там – значит, работа не двигается с места.

- Обратили ли вы внимание, что в этой басне главная мысль (мораль) находится в начале. Давайте ее прочитаем. (дети читают 1 часть басни - мораль)
- Какой урок вы для себя извлекли? Чему учит басня? В любом деле нужно работать дружно, вместе, сообща.

Выразительное чтение басни

- Читать мораль басни будем с поучительной интонацией. Далее темп средний, неторопливый, как бы рассказывая историю.
- Постарайтесь выразить досаду, недоумение к бесполезным действиям героев.

- В конце (последние две строки) читаем с сожалением.
- При перечислении и в конце строк - короткая пауза, запятая - тоже короткая пауза. На точках - пауза длинная.

Викторина по басням И. Крылова

Подведение итогов урока

- С каким произведениями мы сегодня с вами познакомились? ("Чиж и Голубь", "Лебедь, щука и Рак")
- Докажите, что эти произведения - басни.
- На основе басен, прочитанных сегодня уроке, ответьте: воспитывать в себе какие качества призывает читателей Ивана Крылов?

Работа с книжной выставкой

- Посмотрите на выставку книг Ивана Андреевича Крылова. Он написал более двухсот басен.
- Я рекомендую вам познакомиться еще с другими его баснями, в каждой из которых вы обязательно найдете мудрый совет.

Домашнее задание

Выразительное чтение басен.
Выучить басню Крылова "Чиж и Голубь" наизусть. По желанию сделать иллюстрацию к басне.

Размер:
31.84 Kb
Скачали:
15