Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникновения игры-головоломки "Танграм", самостоятельно изготовить геометрический конструктор "Танграм".
Задачи:
Методы урока: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), самостоятельная работа обучающихся.
Учебно-материальное оснащение урока: мультимедийный комплекс, презентация "Геометрический конструктор "Танграм", конверты с заданиями, материалы и инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, положительный настрой на работу и сотрудничество.
- Вчера я услышала о старинной китайской игре-головоломке. Но, к сожалению, не могла найти ее название.
- Чтобы узнать название этой игры нужно раскодировать слово. Вы, ребята, поможете мне?
- В конверте № 1 лежит листок и алфавит с номерами букв. Работать вы будете по парам.
- Я зачитаю вам математические задания, а вы на листок запишите полученный ответ.
- Итак, задания...
Дальше раскодируете полученное слово и запишите его: каждой цифре соответствует буква в алфавите. (танграм)
- Теперь мы знаем, что китайская игра-головоломка называется "Танграм". Спасибо, вы мне очень помогли.
- Посчитайте, сколько букв в этом слове.
- Правильно – 7. Запомним эту цифру, мы еще сегодня с ней встретимся.
- А сейчас я хотела бы рассказать вам об истории появления этой игры.
- Эта игра – головоломка появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры "Танграм".
- По одной из легенд у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
- Другая легенда рассказывает нам, о том, что у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться.
- Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру.
Игра должна была помочь его сыну постигнуть начала математики, научиться смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стать терпеливым, как истинный философ, и понять, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
- Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
- Вот мы познакомились с историей возникновения игры-головоломки "Танграм".
- А теперь настало время увидеть эту игру и поиграть в нее. В конверте № 2 лежат геометрические фигуры разных цветов. Давайте назовем каждую из них.
- Этих фигур – 7. С этой цифрой мы сегодня уже встречались. В слове "Танграм" 7 букв. Каждый элемент танграма называется – ТАН.
- В течение одной минуты вы будите смотреть на экран и запомните расположение фигур. Далее из 7 геометрических фигур вам нужно сложить такую же фигуру и назвать ее.
- Молодцы! Вы все справились с заданием.
- Следующее задание лежит у вас в конверте № 3. Каждому из вас нужно собрать любую фигуру животного по схеме. Обязательное правило игры: должны использоваться все 7 танов.
- Ну, а теперь пришло время самим сделать игру-головоломку "Танграм".
- Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы.
- Следуя инструкциям технологической карты, мы с вами изготовим игру "Танграм".
- У нас еще остался конверт № 4. Давайте откроем его и посмотрим, что же там за задание.
- А задание такое: на листе начерчен только контур фигуры, вам нужно из вырезанных танов собрать фигурки животных.
- Если кто-то справился раньше, помогите своему соседу.
- Молодцы, у вас все получилось.
- А, теперь, очередное задание. Придумайте сами и сложите из танов фигуры. Это могут быть животные, дома, техника, мебель и многое другое.
- Сегодня мы познакомились и сами сделали геометрический конструктор "Танграм".
- Где и когда вы можете использовать конструктор? (ответы учащихся)
- Можно изготовить несколько комплектов конструктора и когда к вам придут друзья в гости, будет чем их развлечь, собирая фигурки по схемам, по контурам. А можно усложнить задание и собирать на время.
- А если сделать такой конструктор не из картона, а из цветного фетра или из фанеры, то это будет замечательный подарок другу на день рождения.
В заключении урока я предлагаю завершить начало фразы: