План-конспект занятия "Геометрический конструктор "Танграм"

Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникновения игры-головоломки "Танграм", самостоятельно изготовить геометрический конструктор "Танграм".

Задачи:

  • уважительное отношение к истории других народов;
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование умения формулировать учебные задачи и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • учить экономно расходовать материал, размечать детали с помощью чертежных инструментов, аккуратно вырезать элементы.

Методы урока: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), самостоятельная работа обучающихся.

Учебно-материальное оснащение урока: мультимедийный комплекс, презентация "Геометрический конструктор "Танграм", конверты с заданиями, материалы и инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Ход урока

Организационная часть урока

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Мотивация к учебной деятельности

- Вчера я услышала о старинной китайской игре-головоломке. Но, к сожалению, не могла найти ее название.
- Чтобы узнать название этой игры нужно раскодировать слово. Вы, ребята, поможете мне?

- В конверте № 1 лежит листок и алфавит с номерами букв. Работать вы будете по парам.
- Я зачитаю вам математические задания, а вы на листок запишите полученный ответ.
- Итак, задания...

  1. Увеличь число 18 на 2. (20)
  2. Уменьши число 2 на 1. (1)
  3. Какое число состоит из 1 десятка и 5 единиц? (15)
  4. Какое число предшествует числу 5? (4)
  5. Увеличь число 9 на само себя. (18)
  6. Уменьшаемое – 10, вычитаемое -9, какова разность? (1)
  7. Найди сумму числе 6 и 8. (14)

Дальше раскодируете полученное слово и запишите его: каждой цифре соответствует буква в алфавите. (танграм)

Таблица прямого счета русского алфавитаТаблица прямого счета русского алфавита

- Теперь мы знаем, что китайская игра-головоломка называется "Танграм". Спасибо, вы мне очень помогли.
- Посчитайте, сколько букв в этом слове.
- Правильно – 7. Запомним эту цифру, мы еще сегодня с ней встретимся.

- А сейчас я хотела бы рассказать вам об истории появления этой игры.
- Эта игра – головоломка появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры "Танграм".

- По одной из легенд у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Игра-головоломка "Танграм"Игра-головоломка "Танграм"

- Другая легенда рассказывает нам, о том, что у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться.

- Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру.

Игра должна была помочь его сыну постигнуть начала математики, научиться смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стать терпеливым, как истинный философ, и понять, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

- Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
- Вот мы познакомились с историей возникновения игры-головоломки "Танграм".

Актуализация базовых знаний

- А теперь настало время увидеть эту игру и поиграть в нее. В конверте № 2 лежат геометрические фигуры разных цветов. Давайте назовем каждую из них.

  • Желтый треугольник.
  • Синий треугольник.
  • Оранжевый треугольник.
  • Золотой треугольник.
  • Фиолетовый треугольник.
  • Зеленый квадрат.
  • Белый параллелограмм.

- Этих фигур – 7. С этой цифрой мы сегодня уже встречались. В слове "Танграм" 7 букв. Каждый элемент танграма называется – ТАН.
- В течение одной минуты вы будите смотреть на экран и запомните расположение фигур. Далее из 7 геометрических фигур вам нужно сложить такую же фигуру и назвать ее.

- Молодцы! Вы все справились с заданием.
- Следующее задание лежит у вас в конверте № 3. Каждому из вас нужно собрать любую фигуру животного по схеме. Обязательное правило игры: должны использоваться все 7 танов.

Фигуры животныхФигуры животных

Изложение нового материала

- Ну, а теперь пришло время самим сделать игру-головоломку "Танграм".
- Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы.
- Следуя инструкциям технологической карты, мы с вами изготовим игру "Танграм".

Закрепление полученных знаний

- У нас еще остался конверт № 4. Давайте откроем его и посмотрим, что же там за задание.
- А задание такое: на листе начерчен только контур фигуры, вам нужно из вырезанных танов собрать фигурки животных.

Из вырезанных танов соберите фигурки животныхИз вырезанных танов соберите фигурки животных

- Если кто-то справился раньше, помогите своему соседу.
- Молодцы, у вас все получилось.
- А, теперь, очередное задание. Придумайте сами и сложите из танов фигуры. Это могут быть животные, дома, техника, мебель и многое другое.

Заключительная часть

- Сегодня мы познакомились и сами сделали геометрический конструктор "Танграм".
- Где и когда вы можете использовать конструктор? (ответы учащихся)

- Можно изготовить несколько комплектов конструктора и когда к вам придут друзья в гости, будет чем их развлечь, собирая фигурки по схемам, по контурам. А можно усложнить задание и собирать на время.
- А если сделать такой конструктор не из картона, а из цветного фетра или из фанеры, то это будет замечательный подарок другу на день рождения.

Подведение итогов урока

В заключении урока я предлагаю завершить начало фразы:

  • Мне понравилось на занятии …
  • Я не понял …
  • Мне было не интересно, потому что …
  • Раньше я не знал, что…
  • Сегодня я узнал, что …
Размер:
149.45 Kb
Скачали:
11