Открытое занятие по теме "Орнамент в круге. Расписная тарелка"

Цели занятия:

  • расширять представления о возможностях декоративно-прикладного искусства;
  • формировать умение создавать орнамент в круге;
  • развивать воображение, аккуратность в работе, воспитывать интерес к декоративно-прикладной деятельности.

Задачи:

  • ознакомить с видами орнаментов;
  • усвоение приемов создания орнамента в круге;
  • выполнение работы по шаблонам.

Виды работ:

  • Беседа об орнаменте, его видах на основании рассматривания иллюстраций, таблица "Виды орнамента".
  • Усвоение приемов создания орнамента в круге.
  • Ведение двух образов: тарелки и блюдца.
  • Выполнение работ по шаблонам, выставка-анализ.

Материалы и инструменты: лист А4, карандаш, ластик, гуашь или акварельные краски, кисти, баночка для воды, шаблоны (круг, квадрат, треугольник).

Оборудование: педагогический рисунок, наглядно-дидактические пособия, ТСО (планшет, плеер), аудиосказка К. Чуковского "Федорино горе", две белые тарелки.

Ход урока

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Техника безопасности.

Информационный блок

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются
И стаканы – дзынь! – разбиваются…

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются
Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!

- Ребята, почему вся посуда убежала от Федоры? (Она ее не мыла, не ухаживала за ней, посуда всегда была грязная, некрасивая)
- Вот к нам прибежали две представительницы от сбежавшей посуды: тарелочка и блюдце. Посмотрите, какие они грустные.
- Давайте, ребята, спросим у тарелочки и блюдца, как мы их сможем порадовать?

Тарелочка и людце: Мы грустные, потому что некрасивые, просто белые, невзрачные…
- И нам бы хотелось, чтобы вы, ребята, украсили нас красивым орнаментом.
- Скажите, ребята, может кто-нибудь знает, что такое орнамент?

Орнамент – это узор, основанный на чередовании и повторении одного либо же нескольких элементов. Узор – это рисунок, состоящий от линий и фигур

Орнамент служит для украшения предметов (посуда, мебель, ткань и т.д.) орнамент в переводе с латинского означает "украшение". По своему содержанию орнаменты бывают:

  • геометрические (состоят из геометрических тел: круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т.д.);
  • растительные (из растительных элементов (листочков, цветов и т.д.);
  • животные (из животных, птиц, насекомых – обобщенных и видоизмененных);
  • комбинированные (сочетание элементов растительного, животного или геометрического орнамента) (Демонстрация орнаментов)

- Чаще всего орнамент рисуют на поверхностях, имеющий какие формы? (Квадрат, круг, прямоугольник или форму узкой полосы)
- Поэтому все орнаменты подразделяются на три вида:

  1. Ленточный – элементы узора вписываются в полосу, ленту и чередуясь повторяются до бесконечности. Прервать его можем где угодно, в любом месте.
  2. Сетчатый – узор, элементы которого создают движение в двух направлениях: вверх и вбок, вниз и вбок.
  3. Замкнутый – элементы узора создают замкнутое движение, т.е. движение по кругу. Замкнутый орнамент применяют для украшения тарелок, салфеток, скатертей и прочих рамок. (Таблица "Виды орнаментов")

- Посмотрите, ребята, какой формы наши тарелочка и блюдце? (Круглой)
- Значит, каким видом орнамента мы с вами воспользуемся? (Замкнутым)
- Правильно.

Практический блок

Последовательность ведения работы:

  1. Возьмем шаблон круга, положим его в центр листа, обведем.
  2. Затем на глаз поделим его на четыре части. Для этого находим приблизительно середину круга, ставим точечку и через нее проводим две линии, делящие круг на четыре равные части.
  3. Следующим этапом будет деление каждой четвертой части пополам, проведя через точку-центр еще две дополнительные прямые линии.
  4. Возьмем один из выданных вам шаблонов, положим его на одну из линий, обведем и повторим это действо три раза через одну линию.
  5. Возьмем другой шаблон и обведем его на оставшихся линиях.

- Следите за тем, чтоб ваши элементы не были разбросаны, а размещались строго по кругу. Для этого можете в центре провести небольшой круг и, придерживаясь его границ, класть и обводить свои шаблоны.

- Фантазируйте при выполнении своего орнамента: добавляйте элементы для украшения (например, небольшие треугольнички, кружочки и т.д.); вписывайте один элемент в другой. (Демонстрируется педагогический рисунок)

- Взяв листочки и краски, закрашивайте свои элементы таким образом: элемент одного шаблона – одним цветом (например, синим), другой элемент – другим цветом (желтым), взависимости от количества ваших элементов.
- Приступайте к работе. (Во время самостоятельной работы помогаю учащимся, исправляю ошибки, отвечаю на возникшие вопросы)

Анализ работ учащихся

Проводим выставку. Каждый желающий выбирает понравившуюся ему работу и анализирует ее.
- Тарелочка и блюдце благодарит ребят за прекрасно проведенную работу и за красивые наряды.

По окончанию урока предлагаю детям выразить свое эмоциональное отношение к уроку через смайлики.

Размер:
19.92 Kb
Скачали:
16