Цель занятия: формирование умения составлять рассказ-описание о перелетной птице на основе моделирующей деятельности.
Задачи:
Оборудование: кукла, предметные картинки перелетных птиц, игрушка уточка, разрезные картинки, листы (чистые), карандаши, схема "Расскажи-ка", картинка ласточки.
Игра "Угадай кто"
Логопед: Ребята, послушайте меня внимательно и угадайте, о какой птице я говорю.
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (грач)
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет. (цапля)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка)
Ввод в тему
Логопед: Ребята скажите, как можно одним словом сказать грач, кукушка, ласточка, аист? (Перелетные птицы)
- Скажите, а почему эти птицы называются перелетными? (Эти птицы называются перелетными, потому что зимой они улетают в теплые страны, а весной прилетают назад)
- Верно, эти птицы называются перелетными, потому что с наступлением холодов они улетают в теплые страны, а с приходом весны возвращаются.
Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелетных птицах.
- Сегодня к нам с вами в гости пришла девочка Люба, она очень любознательна и хочет посмотреть, как много вы знаете о домашних животных.
- А чтобы узнать, что вы знаете о перелетных птицах, она приготовила для вас игры.
- Расскажем Любе все, что мы знаем о птицах? (да)
- А вот и первая игра.
Игра "Скажи наоборот"
- Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
- Журавль большой, а соловей? (маленький)
- Лебедь белый, а грач? (черный)
- У ласточки брюшко белое, а у кукушки? (полосатое)
- Грач большая птица, а ласточка? (маленькая)
- У грача клюв большой, а у ласточки? (маленький)
- Молодцы, ребята вчера Люба гуляла по улице и видела много разных птиц, они летали как поодиночке, так и стаями, и поэтому она предлагает поиграть еще в одну в игру.
Игра "Один - много"
- Сейчас я буду говорить: Одна ласточка, а много? (ласточек)
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились.
- Перелетных птиц вы знаете, а знаете ли вы их птенцов?
- Для того чтобы это узнать Люба приготовила для вас следующую игру.
Игра "У кого кто"
- Посмотрите на картинку, это кто? (кукушка)
- Ее птенец? (кукушонок)
- А птенцы? (кукушата)
У журавля - ... (журавленок, журавлята)
У скворца - ... (скворчонок, скворчата)
У лебедя - ... (лебеденок, лебедята)
У грача - ... (грачонок, грачата)
У утки - ... (утенок, утята)
У аиста – ... (аистенок, аистята)
У гуся – ... (гусенок, гусята)
- Ребята, вы хорошо справляетесь с играми, но Люба устала и поэтому она предлагает вам отдохнуть.
Динамическая пауза
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, Люба приготовила для нас новую игру.
Игра "Где птичка"
- Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится.
- С чего слетела уточка?
- К чему подлетела уточка?
- Подо что села уточка?
- Над чем уточка?
- Ребята посмотрите перед вами лежат конверты, чтобы узнать, что для вас приготовила Люба достаньте все из конвертов.
Игра "Собери картинку"
- Это картинка, чтобы узнать, что нарисовано на картинке, соберите ее. (Дети выполняют задание)
- Молодцы, Люба приготовила вам последнюю игру, она хочет посмотреть, кто из вас сегодня был самым внимательным.
- Для этого составьте рассказ, про ласточку, опишите ее.
На доску вывешивается картинка ласточки.
- Ребята, прежде чем начать, я предлагаю вам составить план, которым вы будите пользоваться при составлении своего рассказа. (Дети вместе логопедом составляют план для рассказа)
- Посмотрите на доску. Я приготовила а я тоже для вас приготовила, план составления рассказа. (На доску вывешивается опорная схема)
- Давайте озвучим, что на ней нарисовано? (разбор схемы)
- Что это?
- Какой величины?
- Какого цвета?
- Части тела.
- Чем покрыто?
- Чем питается?
- Где строит жилище?
- Перелетное или зимующие?
- Посмотрите на картину, мы все перечислили? (да)
- Теперь я предлагаю вам составить по этой картинке рассказ, используя план (опорную схему) который мы с вами составили. (рассказы детей)
- Ребята, Любе очень понравилось с вами играть, она осталась довольна занятием и тем, что вы такие внимательные, он ей пора уходить, и он прощается с вами.
- Давайте вспомним о каких птицах мы говорили?
- Каких перелетных птиц вы запомнили?
- Почему эти птицы называются перелетными?