Конспект логопедического занятия на тему "Притяжательные прилагательные"

Цель: формирование умения верно образовывать и употреблять притяжательные прилагательные.

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение словаря по теме "Перелетные птицы";
  • формирование грамматического строя речи: образование и употребление притяжательных прилагательных, согласование числительных с прилагательными и существительными в роде, числе, падеже;
  • совершенствование диалогической речи.

Оборудование: предметные картинки, цифры, раскраски, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

Игра "Канон"

Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящего ребенка. На каждый хлопок педагога дети по очереди поднимают по одной руке, а затем опускают.

Игра "Сова" (растяжка)

Опустить голову вниз, почувствовать напряжение мышц шеи сзади. Повороты головы влево-вправо. Вдох - на выдохе поворот головы в сторону.

Объявление темы занятия

Логопед предлагает детям назвать птиц, изображения которых висят на доске. Педагог спрашивает у детей, как они думают, почему все эти птицы "прилетели" к ним сегодня на занятие вместе. Дети отвечают, что они зимующие, собираются улетать в теплые края на зимовку.

Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут играть с перелетными птицами.

Упражнение "Чей хвост?"

Логопед указывает на части тела птиц и просит детей ответить на вопрос, чьи они:

Клюв грача - чей клюв? (Грачиный)
Шея лебедя чья? (Лебединая)
Клюв журавля чей? (Журавлиный)

Перо утки чье? (Утиное)
Хвост ласточки чей? (Ласточкин)

- Ребята, чьи это были части тела? (Птичьи)

Игра "Кто мама?"

Логопед раздает детям изображения птенцов. Дети прикрепляют их к изображениям взрослой птицы и называют:

  • Мама кукушка, птенец - кукушонок.
  • Мама - аист, птенец - аистенок.
  • Журавль - журавленок.
  • Утка - утенок.
  • Скворец - скворчонок.
  • Грач - грачонок.

Упражнение "Сосчитай"

Педагог предлагает детям сосчитать птиц и сказать, сколько каких птиц: пять быстрых ласточек, один прекрасный лебедь, четыре черных грача, два красивых скворца.

Игра "Кого не стало?"

Логопед прячет картинки, дети говорят, кого не стало: кукушки, кукушек, аиста, аистов, журавля, журавлей, утки, уток, скворца, скворцов, грача, грачей.

Физкультминутка "Птицы на юг улетают"

Птицы на юг улетают, (маховые движения руками из-за головы вперед)
Гуси, грачи, журавли. (круговые движения кистями рук перед грудью)
Вот уж последняя стая (митация крыльев)
Крыльями машет вдали.

Упражнение "Назови словечко"

Если у лебедя длинная шея, то он какой? (Длинношеий)
Если у аиста длинные ноги, то он какой? (Длинноногий)
Если у утки короткий хвост, то она какая? (Короткохвостая)

Индивидуальная работа

Логопед раздает детям раскраски перелетных птиц и просит раскрасить только те части тела, которые он назовет. Дети раскрашивают и называют часть тела.
Я раскрасил грачиное крыло. Я раскрасила лебединый клюв. Я раскрасил утиный хвост. Я раскрашивал ласточкин хвост.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей, чей птенец грачонок (грачиный), аистенок (аистовый), журавлик (журавлиный), лебеденок (лебединый), утенок (утиный), гусенок (гусиный), скворчонок (скворечий).

Размер:
21.46 Kb
Скачали:
2