Цель: формирование умения верно образовывать и употреблять притяжательные прилагательные.
Задачи:
Оборудование: предметные картинки, цифры, раскраски, карандаши.
Игра "Канон"
Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящего ребенка. На каждый хлопок педагога дети по очереди поднимают по одной руке, а затем опускают.
Игра "Сова" (растяжка)
Опустить голову вниз, почувствовать напряжение мышц шеи сзади. Повороты головы влево-вправо. Вдох - на выдохе поворот головы в сторону.
Объявление темы занятия
Логопед предлагает детям назвать птиц, изображения которых висят на доске. Педагог спрашивает у детей, как они думают, почему все эти птицы "прилетели" к ним сегодня на занятие вместе. Дети отвечают, что они зимующие, собираются улетать в теплые края на зимовку.
Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут играть с перелетными птицами.
Упражнение "Чей хвост?"
Логопед указывает на части тела птиц и просит детей ответить на вопрос, чьи они:
Клюв грача - чей клюв? (Грачиный)
Шея лебедя чья? (Лебединая)
Клюв журавля чей? (Журавлиный)
Перо утки чье? (Утиное)
Хвост ласточки чей? (Ласточкин)
- Ребята, чьи это были части тела? (Птичьи)
Игра "Кто мама?"
Логопед раздает детям изображения птенцов. Дети прикрепляют их к изображениям взрослой птицы и называют:
Упражнение "Сосчитай"
Педагог предлагает детям сосчитать птиц и сказать, сколько каких птиц: пять быстрых ласточек, один прекрасный лебедь, четыре черных грача, два красивых скворца.
Игра "Кого не стало?"
Логопед прячет картинки, дети говорят, кого не стало: кукушки, кукушек, аиста, аистов, журавля, журавлей, утки, уток, скворца, скворцов, грача, грачей.
Птицы на юг улетают, (маховые движения руками из-за головы вперед)
Гуси, грачи, журавли. (круговые движения кистями рук перед грудью)
Вот уж последняя стая (митация крыльев)
Крыльями машет вдали.
Упражнение "Назови словечко"
Если у лебедя длинная шея, то он какой? (Длинношеий)
Если у аиста длинные ноги, то он какой? (Длинноногий)
Если у утки короткий хвост, то она какая? (Короткохвостая)
Логопед раздает детям раскраски перелетных птиц и просит раскрасить только те части тела, которые он назовет. Дети раскрашивают и называют часть тела.
Я раскрасил грачиное крыло. Я раскрасила лебединый клюв. Я раскрасил утиный хвост. Я раскрашивал ласточкин хвост.
Логопед спрашивает детей, чей птенец грачонок (грачиный), аистенок (аистовый), журавлик (журавлиный), лебеденок (лебединый), утенок (утиный), гусенок (гусиный), скворчонок (скворечий).