Цель: формировать умение образовывать и верно употреблять имена существительные с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.
Задачи:
Оборудование: предметные картинки, силуэты животных, коврограф.
Игра "Условные сигналы"
На один хлопок в ладоши дети поднимают руки вверх, на два хлопка - опускают вниз, на три хлопка - подпрыгивают на месте.
Растяжка
Кулачок - животики - плечики - прогнулись - потянулись.
Дыхательное упражнение
Вдох носом, выдох в сторону на руку.
Логопед читает стихотворение, предлагает детям закончить предложения.
А в Африке, а в Африке
Жара и благодать!
А в Африке, а в Африке
Не надо надевать
Сапожки и калоши,
Шубейку и платок.
Гуляют там жирафы
Без кожаных… (сапог)
Слоны и бегемоты не требуют… (чулок)
Львы ходят босиком,
А львята без… (носков)
Ах, жизнь в далекой Африке
Ну, просто детский рай!
Одежду в этой Африке,
Лентяй, не надевай!
Упражнение "В Африке живут…"
Педагог предлагает детям назвать животных, про которых говорилось в стихотворении. И назвать других животных жарких стран.
В Африке еще живут тигры, носороги, кенгуру, верблюды.
Упражнение "Назови семью"
Игра "У кого кто"
Логопед предлагает детям сказать, у кого какой детеныш:
У верблюда верблюжонок, а у верблюдов верблюжата.
У кенгуру кенгуренок, кенгурята.
У тигра тигренок, а у тигров тигрята.
У льва львенок, а у львов львята.
У слона слоненок, а у слонов слонята.
У жирафа жирафенок, а у жирафов жирафята.
Игра "Кого не стало?"
Логопед убирает изображения животных, дети говорят, кого не стало.
Не стало слонов, бегемотов, львов, тигров, верблюдов, жирафов, носорогов.
Игра "Чей хвост, чья голова?"
Логопед предлагает детям найти половинки картинок, сказать, кто у них получился и почему.
У меня жирафья голова и жирафий хвост. (Это жираф)
У меня носорожья голова и носорожий хвост. (Это носорог)
У меня павлиний хвост и павлинья голова. (Это павлин)
У меня черепашья голова и черепаший хвост. (Это черепаха)
У меня страусиная голова и страусиный хвост. (Это страус)
У меня крокодилья голова и крокодилий хвост. (Это крокодил)
У меня тигриный хвост и тигриная голова. (Это тигр)
У меня слоновья голова и слоновий хвост. (Это слон)
У меня верблюжья голова и верблюжий хвост. (Это верблюд)
У меня львиная голова и львиный хвост. (Это лев)
Динамическое упражнение "Жираф"
За жирафом повторяем,
Ноги дружно расставляем.
Спину низко наклоняем,
Ну а после - выпрямляем.
За жирафом повторяем,
Головой своей киваем.
Влево-вправо поворот,
А потом назад - вперед.
За жирафом повторяем,
Как жираф, хвостом виляем.
Вместе весело резвимся,
Мы галопом пробежимся.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос, а ответ (силуэт животного) выставить на коврограф:
Когда жирафенок вырастет, он станет… (жирафом)
Когда слоненок вырастет, он станет… (слоном)
Когда тигренок вырастет, он станет… (тигром)
Когда львенок вырастет, он станет… (львом)
Когда верблюжонок вырастет, он станет… (верблюдом)
Когда черепашонок вырастет, он станет… (черепахой)
Когда бегемотик вырастет, он станет… (бегемотом)
Когда носорожик вырастет, он станет… (носорогом)
Логопед предлагает вспомнить и назвать, о ком сегодня говорили на занятии. Оценивается деятельность каждого ребенка.
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)