Цель: совершенствование знаний и представлений о морских обитателях.
Задачи занятия:
Оборудование: сухой бассейн с фасолью, горохом, пластиковыми фигурками морских обитателей, плоскостные изображения морских обитателей, контейнер с буквами для каждого ребенка, наборное полотно с буквами, плакат с морскими обитателями, емкость с водой, бумажные салфетки с нарисованными внутри (фломастерами) морскими животными.
Предварительная работа: рассматривание с воспитателями иллюстраций с изображением морских обитателей, беседа о них.
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти. Совершенствование грамматического строя речи. Объявление темы занятия.
Логопед встречает детей в дверях кабинета, приветствует их. Приглашает подойти к сухому бассейну, опустить в него руки и найти то, что там спрятано. (фигурки морских обитателей). Ребята находят фигурки и отвечают полными предложениями.
Дети: Я нашел синего кита. Я поймала Лунную медузу. Я нашел маленького морского конька. Мне попалась морская черепаха.
Рассмотрели фигурки, объявление темы занятия.
Логопед: В сухом бассейне были спрятаны фигурки морских обитателей, как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (О морских обитателях!)
- Ребята, каких еще обитателей морей и океанов вы знаете?
Логопед размещает плакат с морскими обитателями на доску, дети называют морских животных.
Цель: активизация словаря по теме. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов.
Логопед предлагает детям занять свои места и раздает им плоскостные изображения морских животных.
Логопед: Ребята, перед вами картинки с изображениями морских обитателей, посмотрите внимательно, и назовите первый звук в названии каждого животного.
- Разделите слово на слоги.
Дети по очереди называют своих морских животных,"выделяют первый звук в названии и делят на слоги названия животных.
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Развитие творческого воображения.
Логопед предлагает детям представить, что у них в руках увеличительное (уменьшительное) стекло, через которое они будут рассматривать плоскостные изображения морских обитателей.
Логопед: Представьте, что у вас в правой руке увеличительное стекло, и мы рассматриваем части морских животных. (плавник - плавничище, …)
Каждый ребенок рассматривает изображение своего морского обитателя и называет части животных.
Дети: У моего морского конька не плавник, а плавничище. А у моей акулы не хвост, а хвостище и т.д.
Логопед: Представьте, что у вас в левой руке уменьшительное стекло, и мы продолжаем рассматривать части морских обитателей. (плавник - плавничок, …)
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, грамматического строя речи.
Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает картинки с"изображением морских обитателей. Дети отвечают полными предложениями кого не стало.
- У меня не стало морской черепахи. У меня не стало морского конька и т.д.
Цель: развитие фонематического восприятия и памяти, координация речи с движением.
Дети рассредоточились по кабинету, чтобы сыграть в знакомую игру.
Логопед: Ребята, давайте немного поиграем, когда я произнесу звук [а] вы поднимите руки вверх, звук [о] вы опустите руки вниз, звук [у] руки вытяните вперед, звук [и] разведете руки в стороны.
Дети выполняют движения руками и произносят заданные звуки.
- А теперь, ребята, мы усложним задание. Я буду произносить комбинации звуков, а вы показыват: [а-у], [о-и], [а-у-и],[а-у-о] и т.д.
После игры дети возвращаются на свои места.
Цель: совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи.
Логопед раздает контейнеры с изученными буквами и предлагает составить слово "кит", затем слово "киты". Один ребенок работает у наборного полотна. Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.
Развитие общих речевых навыков.
Дом большой костяной носит над головой.
По земле ползет едва, в море плавает стрелой!" (Морская черепаха)
Через море-океан плывет чудо великан.
На спине его есть кран: из него бежит фонтан. (Кит)
Хоть не доктор, не портной, иглы носит он с собой.
Он живет на морском дне, и с морской звездой в родне.
Если встретится, не трожь! (Морской еж)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок!
Рыбок друг … (Морской конек)
Логопед: Ребята, в окончании нашего занятия я вам предлагаю отправить морских обитателей домой, в свои моря и океаны.
- Для этого подойдите ко второму бассейну, наполненному водой. Давайте на минутку представим, что это настоящий океан!
- Возьмите с подноса по одной салфетке и аккуратно опустите их в "океан".
Дети берут с подноса салфетки, опускают их в воду, салфетка намокает и проявляется изображение морского животного.
Дети: Я отпустил на волю морскую черепашку.
- А я отпустил в океан Лунную медузу и т.д.
Логопед подводит итог занятия, интересуется, что им понравилось и оценивает работу детей.