Рисование на песочных планшетах с детьми старшего дошкольного.
Цель: развитие творческой активности посредством работы в технике рисования песком.
Задачи:
Предварительная работа:
Материал и оборудование:
Методические приемы:
Вступительная часть
Педагог: Ребята, я хочу вам загадать загадку, попробуйте ее отгадать.
Он в морских просторах главный,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. (Морской царь)
Педагог: Правильно, это Морской царь. (Показывает изображение Морского царя)
- Велики его владенья. А каких морских жителей можно встретить в его подводном царстве? Давайте посмотрим. (показывает фотографии морских животных, а дети называют их)
- Ребята, а как вы думаете, что встречается на морском дне?
Дети: Камушки, ракушки.
Педагог: А как называются растения, которые растут под водой?
Дети: Водоросли.
Педагог: Подводное царство, где живет морской царь сказочное. Предлагаю вам послушать сказку. (рассказывает сказку, ребята иллюстрируют ее на магнитной доске)
- Однажды заскучали дочки Морского царя - русалочки. Давно не устраивали они в своем замке бал. Согласился их добрый отец, позвал своих верных гонцов – морских рыбок, велел сообщить всем обитателям его владений, чтобы наряжались и собирались на веселый бал.
- Ребята, я предлагаю нарисовать морских обитателей, которые плывут на бал к Морскому царю и его дочерям, а помогут нам в этом песочные планшеты. Но сначала мы немного поиграем – подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика "По морю"
Раз, два, три, четыре! (сжимаем и разжимаем кулаки)
Мы по морю дружно плыли: (кистями выполняем волнообразные движения)
Кит, дельфин, морской конек,
Рыба-молот, скат и еж. (поочередно загибаем пальцы на обеих руках)
Рыбы весело плескались (перебираем пальцами)
На дно моря опускались. (опускаем кисти рук на стол)
Основная часть
Педагог: Давайте поздороваемся с песком. (Дети предлагают варианты приветствия песка – определенные действия ладонью, пальцами и пр.)
- И повторим известные вам способы заполнения фона "Песочный дождик", "Выталкивание песка с краев". (Дети готовят фон удобным для них способом)
- Фон готов и сейчас мы погружаемся на дно моря, где лежит песок, камни, ракушки. Предлагаю их разместить на песочном рисунке. Сначала на самое дно досыпаем песок, а затем выкладываем ракушки и камушки.
- И так, дно мы оформили, начинаем рисовать подводные растения – водоросли. От камней и ракушек, мы вытягиваем к верху экрана извилистую дорожку. Ребята, попробуйте сделать это двумя руками, одновременно используя несколько пальцев.
- Молодцы! Замечательное подводное царство у вас получилось!
Физминутка "Море волнуется раз…"
Педагог: Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру "Море волнуется раз…", а я попробую угадать, какую фигуру вы показали.
- Подошла очередь заселить наш подводный мир его жителями. (Педагог предлагает способы изображения морских животных)
Осьминог – у осьминога мягкая округлая голова, вычищаем песок из середины, голова несет восемь длинных щупалец - вытягиваем извилистыми линиями щупальца, начиная от тела и двигаясь вниз и щепотью рисуем глаза.
Кальмар - тело состоит из туловища и головы: рисуем вытянутую фигуру, вверху по уже, а книзу по шире, вычищаем песок из середины, затем вытягиваем извилистыми линиями щупальца, начиная от тела и двигаясь вниз и щепотью рисуем глаза.
Краб - рисуем тело, покрытое панцирем: тело круглое, вычищаем песок из середины, затем пальцами рисуем остроконечные ноги, затем ноготочком острые клешни, рисуем глаза.
Медуза - рисуем тело: фигуру, похожую на шляпку гриба (на зонтик) , вычищаем песок из середины, затем рисуем с помощью гребеночки волнистыми линиями ротовые трубочки и щепотью рисуем глаза.
Морской конек – полу сжатым кулачком рисуем тело морского конька (отпечаток), не забываем о мелких шипах на его теле, затем дорисовываем хвостик, нос и глаза.
Рыбы - рисуем петельку, сверху и снизу рыбки рисуем плавники, глазки, с помощью гребенки рисуем хвост. Затем нарисуем пузырьки воздуха от рыбки вверх: расчищаем небольшие кружочки. Нарисуем еще одну рыбку, и все гости в сборе – посмотрим, как они танцуют. (Дети устанавливают световой режим самостоятельно, подбирая цвета и меняя их с помощью пульта)
Заключительная часть
1. Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин), мотивация на самостоятельную изобразительную деятельность.
2. Ритуал "Прощание с песком". (дети сами придумывают новые способы прощания с песком)
В завершении дети убирают песок и выключают световые планшеты.
Итог занятия - Фотовыставка "Обитатели подводного мира".