Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация звуков [З] – [Ж]"

Цели:

  • учить дифференцировать звуки [З] – [Ж] на слух и в речи;
  • закрепить умение проводить звуковой анализ слов, обогащать словарный запас на материале лексической темы "Дикие животные";
  • формировать лексико-грамматические категории.
  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного и слухового внимания и восприятия и др.

Оборудование: зеркала, карточки, предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки, схемы для составления предложения, звуковые символы, предметные картинки со звуками [З] – [Ж].

Ход занятия

1Организационный момент

С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, четко отвечать!

Логопед: Ребята, прежде чем начнем занятия давайте вспомним правило.
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, а помогают. (Дети садятся за столы)

- Давайте отправимся в "Веселое путешествие". Возьмите фигурки и поставьте их на коричневый квадратик. Я буду называть цвета квадратиков, а вы будете передвигать свои фигурки по этим квадратикам.
- Начинаем идти от центрального квадрата. Какого он цвета? (коричневый)
- Синий, красный, зеленый.

Задание 1

1. Отгадай загадки, назови первый звук в отгадке:
Хвост короче уха, быстрые повадки
Мчусь я, что есть духу, мчусь я без оглядки
Кто я, угадай – ка?
Ну конечно, … (зайка)

2. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный
Только этот кран живой
С настоящей головой
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам … (жираф)

Логопед: Идем дальше – голубой, желтый, черный.

Задание 2. Артикуляционный уклад

Характеристика звуков [З] – [Ж]

Алгоритм:
- губы;
- зубы;
- язычок.

Игра "Тихо - громко"
Песенка комарика, песенка жучка.
Логопед: Идем дальше – желтый, коричневый оранжевый.

Задание 3. Развитие фонематического восприятия

- хлопни в ладоши 1 раз, когда услышишь звук [Ж]
- хлопни в ладоши 2 раза, когда услышишь звук [З]

Т, Р, З, Л, Д, Ж, Н, Ж, К, З,
ма – жа – ро – зу – ти – жи – ну – за – хе – же,
дождь, заяц, лес, глаза, жаба.

Игра "Наоборот"

- жо – зо, за – жа, ажа – аза, ужу – узу, зы – жи, зу – жу.
Логопед: Идем дальше – оранжевый, черный, желтый, голубой.

Задание 4. Обобщающее понятие

Логопед: Мы знаем, что жираф и заяц – животные.
- Где они живут?
- Каких животных вы еще знаете, в названии которых есть звук [Ж] или звук [З]? (еж, зебра, зубр, уж, жаба, обезьяна, дикобраз)

Игра "Один - много"
Заяц, жираф, дикобраз, еж, зебра, жаба.
Логопед: Идем дальше – зеленый, коричневый, оранжевый, светло зеленый

Игра "Подари картинку зайцу и жирафу"

Динамическая пауза "У жирафа пятна…"

Логопед: Идем дальше – оранжевый, черный, желтый

Задание 5: Игра "Четвертый лишний"
Какое слово лишнее? Почему?

слова:
жаба, уж, зонт, жираф;
зебра, заяц, жук, обезьяна.
Звуковой анализ слова ЖУК.
Логопед: Идем дальше – коричневый, зеленый, красный.

Задание 6. Игра "Узнай по описанию"

- пугливый, быстрый, длинноухий... (заяц)
- резвая, быстрая, полосатая... (зебра)
- маленький, скрытный, колючий... (еж)
- высокий, пятнистый, длинношеий... (жираф)
- огромный, рогатый, сильный... (зубр)

Игра "Веселый паровозик"
Рассели животных в вагончики. (Деление слов на слоги)
Логопед: Идем дальше – красный, синий.

Задание 7.
Составить предложение по картинке. Записать схему предложения.

Рефлексия

  • С какими звуками мы сегодня играли?
  • Что понравилось?
  • Что было трудным?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!