Конспект занятия: Звуки "Й"-"ЛЬ". Преобразование глаголов единственного и множественного числа

Для проведения в подготовительной группе.

Цель:
1. Правильное произношение и различение звуков.
2. Закрепление представлений о мягкости согласных.
3. Упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего рода, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными.

4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем времени (без второго лица единственного числа).
5. Приставочные глаголы – составление предложений по сюжетным картинкам.
6. Образование относительных прилагательных от названия деревьев: липа, клен, тополь, калина и т.д.

Оборудование: предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, альбом, клюв, клюква, калина, клетка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олененок, копейка, юбка, яхта, ягода, кофейник, майка, двойка, попугай, баян), сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола лить (поливать тюльпаны, наливать воду, выливать), сюжетная картинка "Дети помогают маме"

Ход занятия

Логопед: Давайте вспомним картинки со звуками "К" и "КЬ".
Дети выполняют задание.

Логопед: Послушайте слова и скажите какой мягкий звук вы в них услышите: линейка, клей, лилия, сталь. Какой из них встречается чаще всего.
Дети. Звук "ЛЬ".

Логопед: Звук "ЛЬ" согласный, плавный, мягкеий. Сейчас я буду называть вам слоги со звуками ЛЬ-Й, а вы поднимите соответствующие картинки, которые лежат у вас на столе.
Ля, я, ли, аль, ай, й, лю, ю, ле, ель, е…;
Елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люда, Лена, ела, ель, полено…

Выберите картинки на ЛЬ и составьте с ними словосочетания с притяжательными местоимениями мое, мой, моя. По образцу: это мой лев и т.д.
Дети выполняют задание.
Логопед: Скажите мне из каких звуков слоги: аль, оль, уль, иль.
Дети выполняют задании.

Логопед: Воспроизведите слоговые ряды:
Аль-оль-уль-иль
Ля-ле-лю-ли
Дети выполняют задание.

Логопед: Составьте предложения по сюжетным картинкам, ответив на вопросы:
Что делает Лена? Лена поливает тюльпаны.
Что делает Коля? Коля поливает тюльпаны.
Что делает Оля? Оля наливает воду в лейку.
Что делает Толя? Толя наливает воду в лейку.
Что делает Люда? Люда выливает воду из лейки..
Что делает Лена? Лена выливает воду из лейки.

Логопед: Давайте объединим эти предложения с помощью преобразования глаголов единственного числа во множественное.
Лена и Коля поливают тюльпаны.
Лена и Толя наливают воду в лейку.
Люда и Лена выливают воду из лейки.

Логопед: Давайте теперь составим предложения в прошедшем времени. Как будто все это происходило вчера.
Лена и Коля поливали тюльпаны.
Оля и Толя наливали воПду в лейку.
Люда и Лена выливали воду из лейки.

Логопед: Если мы не будем знать имен людей, выполняющих эти действия. Ответьте на вопрос: Что мы все можем делать?
Поливать лилии.
Лепить оленя.
Клевать клюкву.

Физкультминутка со скороговорками

Ехали мы, ехали, до клена доехали, клен мы объехали и домой приехали (тоже самое с липой, елью, тополем).

Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей, эта птичкща – воробей,
Эта птица – совушка, сонная головушка.
Эта птица – свиристель, эта птичка – коростель
(дети загибают по одному пальцу на каждой руке)

Эта птица – злой орлан
(Машут сложенными накрест ладонями).
Птички, птички, по домам
(машут обоими руками, как крыльями)
Н. Нищева

Логопед: Составьте полные имена от своих собственных: Толя – Анатолий, Лена – Елена, Илюша – Илья и т.п.
Дети выполняют задание.
Логопед: Подберите названия деревьев и кустарников со звуком ЛЬ по картинкам.
Дети выполняют задание.

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, как дети помогают своим родителям. (Объединение ответов в рассказ, заучивание).
Что делает Елена?
Кому помогает Елена?
Что делают Анатолий и Илья?
Чего здесь будет много?

Объединения ответов в рассказ, заучивание

Дети помогают мама. Елена помогает маме мыть окно. Анатолий и Илья капают ямы.
Логопед: Посмотрите на картинки с изображением деревьев и поиграем в игру "Устроим аллею в новом саду".
Дети. Аллея из кленов – кленовая аллея и т.д.

Подведение итогов занятия

Произнесите звук ЛЬ и дайте ему характеристику.
Дети выполняют задание.
Логопед: Следующая наша игра "Закончи слово": тю.,мо., е., ию., уго., ме.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!