Для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Цели:
Материал: игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, кубики, мяч, петрушка, мишка).
Ход занятия
Психогимнастика.
Упражнение "Заводные игрушки"
Дети стоят по кругу, логопед говорит: сейчас вы превратитесь в заводные игрушки и со словами "вокруг себя повернись и в заводную игрушку превратись". Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку играющего на барабане, веселого Петрушку. Затем игрушки сломались и застыли в определенной позе.
- Почувствуйте напряжение, а сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую, туловище. Вам жаль сломанных игрушек, покажите, как вы огорчены. Папа починил игрушку, вы рады? Покажите, как вы радуетесь.
Игра "Что звучит?"
Развитие слухового внимания.
Рассматривание звучащих игрушек, сравнение их по звучанию. Узнавание игрушек по звуку. Логопед сажает на стол мишку с погремушкой, зайца с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить, как звучат инструменты.
- Кто пришел и что принес? (за ширмой производит звук, дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки)
- Вы правильно отгадали и назвали все инструменты. Молодцы!
Динамическая пауза.
Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают,
Головкой кивают, все вместе отдыхают.
Игра "Верно или нет"
Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
- В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово.
- Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы поднимите зеленый флажок, когда услышите правильно сказанное слово, если неправильное - красный: зайка, дайка, зуйка; туколка, куколка, муколка; витамин, митамин, фитамин, виталим; баман, панам, банам, банан; альбом, айбом, аньбом, авьбом.
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Входят дети, с которыми логопед заранее оговаривал, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и начинает строить башню, девочка кормит куклу, сидящую на стуле. Логопед предлагает всем внимательно смотреть на то, что сейчас произойдет. Дети манипулируют игрушками.
Когда дети посмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:
- Кто вошел в группу?
- Что взял Миша?
- Что взяла Алиса?
- Что строил Миша?
- Кого кормила Алиса?
Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получают фишку. Далее говорит: "Миша выстроил башню, а что еще можно строить?"
Дети подбирают слова: строят дом. (гараж, дачу, магазин, школу и т.д.)
Логопед продолжает: "Алиса кормила куклу Таню, а что еще можно делать с куклой?"
- А сейчас вы услышите рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает.
- Миша и Алиса вошли в группу. Миша взял кубики. Алиса взяла куклу Таню. Миша строил башню. Алиса кормила куклу Таню. Дети играли.
Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Пересказывают трое-пятеро детей. Вы очень хорошо справились с рудным заданием, молодцы!
Игра "Собери игрушки"
Логопед предлагает детям собрать на ковре игрушки, в названиях которых есть звук Ш и положить их в корзинку.
Дети берут игрушку, четко произносят название, выделяя звук Ш, и кладут в корзинку. (Шайба, мышка, мишка, лошадка, шар, машина, шашки, шахматы)
Игра с мячом "Подбери семейку слов"
Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Давайте подберем слова из одной семейки к слову игрушка. Что можно делать с игрушками? (Играть)
- Как можно назвать маленькую игрушку? (Игрушечка)
- Что лежит в коробке на столе? (Игра)
- Как называется шкаф с играми у вас в группе? (Игротека)
- Молодцы! Вы подобрали семейку слов: игрушка, играть, игрушечка, игра, игротека.
Игра "Волшебный сундучок"
- Сегодня я принесла на занятие "волшебный сундучок", что же в нем лежит?
Дети открывают сундучок и достают карточки со словами: Тани, гномик, у.
Миша, Алиса и Ксюша возьмите по одной карточке и прочитайте. (Дети читают)
- А ты, Сашенька, подойди к магнитной доске и попробуй составить предложение из этих слов. (Ребенок с помощью других детей и логопеда составляет предложение)
- Прочитай предложение, Саша. (Ребенок читает: У Тани гномик)
- Возьми магнитную точку и поставь ее в конце предложения.
- Мы с вами говорили, что в конце предложения ставится точка.
- Давайте все вместе прочитаем предложение. (Дети читают)
- Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Логопед убирает сундучок и предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать. Затем логопед оценивает работу каждого ребенка, подбадривает тех, кто затруднялся.