Задачи:
Оборудование: буквы разрезной азбуки, палочки, проволока, чудесный мешочек с пластмассовыми буквами, тетради.
1. Организационный момент
Логопед: Назовите слова, которые начинаются с гласных звуков: а, у, и о. (Аист, арбуз, ананас, утка, утюг, утро, индюк, иволга, Инна, Оля, обруч…)
2. Повторение пройденного
Логопед: Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. (Отгадывание звуков а, у, о, и по беззвучной артикуляции)
- Какие это звуки? (Гласные)
Дети повторяют характеристику гласных звуков. Например: звук А - гласный ,его можно петь, воздух проходит свободно не встречает преград, обозначается фишкой красного цвета.
3. Работа с разрезной азбукой
(Анализ и синтез слогов аи, уи, ау, уа).
Логопед: Давайте вспомним, как гласные буквы ходили друг к другу в гости. Пропоем их песенки.
А ______ И
У ______ И
А ______ У
У ______ А
4. Знакомство со звуками [п],[пь], с буквой П
Логопед: Это Петух, он приглашает нас в гости к букве П и предлагает отправиться в путешествие на паровозике. Как вы думаете, почему? (Это слово начинается со звука - Названия каких транспортных средств тоже начинаются с П? (поезд, пароход, парусник, повозка)
- Буква П нужна для записи звуков [п] и [пь]. Произнесите звуки [п] и [пь]. Губы сжаты , воздух не проходит свободно, встречает преграду. (зубы, губы)
Дети дают характеристику звуку [п]. Звук [п] – согласный, твердый, глухой обозначается фишкой синего цвета, на письме обозначается буквой П. Звук [пь] – согласный, мягкий, глухой обозначается фищкой зеленого цвета, на письме обозначается буквой П.
Логопед: Звуки, в произнесении которых не участвует голос, называются глухими.
- Твердый звук [п] мы слышим в словах: полотенце, папа, пузырь. Мягкий звук [пь] – в словах песня, пила, пятка.
Вывод: звуки [п] и [пь] – глухие согласные.
5. Речевая зарядка
(Закрепление навыка различения и четкого произношения звуков [п], [пь])
Логопед: Повторите слоги попарно: па—пя, по—пе, пу—пю, пы—пи.
- Теперь послушайте цепочку слов и определите лишний:
Па – па – пя – па – па, пе – по – по – по, пу – пю – пу – пу.
- Я загадаю загадки, а вы определите первый звук в слове - отгадке. (На звук [п] дети поднимают синий кружок, на звук п' — зеленый)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает. (Пылесос)
ва брюшка, четыре ушка. (Подушка)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда.
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
6. Подвижная игра
(Координация речи с движением)
Мы, как серые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет,
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, прыг-скок. (Дети выполняют движения за логопедом)
7. Работа с буквой П
Логопед: Звуки [п], [п]' на письме обозначаются одной буквой П. (Дети рассматривают букву, находят ее в кассе букв)
- На что похожа буква П? (Ворота, турник)
Влез на букву озорник:
Он решил, что П - турник.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
Логопед: Обведите пальчиком по контуру пластмассовую букву П, выложите из палочек, согните из проволоки.
8. Игра "Чудесный мешочек"
(Определение букв на ощупь. Развитие тактильного восприятия)
Дети с закрытыми глазами по очереди внимают знакомые буквы из мешочка и называют их.
9. Работа в тетради
(Развитие мелкой моторики)
Логопед: Раскрасьте только те геометрические фигуры, в которых написана буква П.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили, чем занимались, что нового узнали, что им было интересно делать. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.