Формирование грамматического строя речи у дошкольников

С каждым годом постоянно увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современном образовании, а вопрос о методике их развития и коррекции становится актуальным.

Необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому воздейственнее методики по развитию дошкольника строятся как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает дисциплинированность, организаторские способности, волю, настойчивость и инициативу.

Представляем конспект игрового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему "Звуки [д], [д']; буква Д".

Цель: закрепить навык различения звуков [д], [д'] в речи; познакомить с буквой Д.

Задачи:

  • Обучающие: уметь составлять предложение из слов; совершенствовать ответы полным предложением, научить выполнять синтез звуков в слова.
  • Развивающие: расширять словарь; развивать тактильное внимание, воображение, фантазию; совершенствовать общую и мелкую моторику рук, ловкость.
  • Коррекционные: закреплять правильное произношение звуков; корректировка речевых нарушений с помощью использования Су-Джок терапии, предупреждение дисграфии.
  • Воспитывающие: самоконтроль, уважение к собеседнику, активизация и сплочение группы.

Оборудование: мяч; буква Д, звуки в обозначениях "Цветные буквы Д и ДЬ"; картинки в которых есть звуки [д], [д']; схема предложения; схемы начало, середина, конец слова; картинка крокодила в болоте; подушка камень изображения; для каждого ребенка: синий и зеленый круг, простые карандаши, цветные карандаши, элементы буквы Д, клей, карточки с заданиями.


Ход работы

Организационный момент

Дети на ковре.

Игра "Прикосновение тела"
Учитель - логопед дотрагивается до кого-нибудь, потом они должны, использовать только ту часть тела, до которой дотронулся учитель - логопед, дотронуться до кого-то другого. Продолжать игру пока все участники не будут задействованы.

Игра с мячом "Назови последний звук"
Учитель - логопед произносит слова без последнего звука. Дети должны догадаться и назвать их поочереди: жира - ф, сло - н, бегемо - т, ле - в, верблю - д, крокоди - л, леопар - д, носоро - г, слонено - к, страу – с, лениве – ц, дикообра – з, кенгурено – к и т.д.
Кто правильно называет слово присаживается за стол.

Основная часть

Знакомство со звуками.
Учитель - логопед дает сравнительную характеристику звуков [д], [д ']:
звук [д] - согласный, звонкий, твердый;
звук [д'] - согласный, звонкий, мягкий.

Игра "Разложи правильно"
Дети должны расставить картинки к схемам, определив место звука [д] в словах. (картинки на доске)

Игра "Синий - зеленый"
Дети должны показать синий или зеленый кружок, если звук [д] - к синему кружку, если звук [д’] - к зеленому:
дом, день, дым, дети, диван, дыня, дверь, девочка, джинсы, дерево.

"Твердо - мягко"
Учитель - логопед произносит слоги со звуком [д], а дети называют со звуком [д '], затем наоборот: да-дя, ды-ди, до-де, дэ-де, ду-дю.

"Подушка - камень"
На доске "подушка" и "камень".

Подушка и каменьПодушка и камень

Дети расставляют к ним картинки со звуками [д] и [д']:
дельфин, посуда, дерево, домик, ведро, диван, карандаш, девочка, джинсы, дым, дверь, день, дуб
Дети учатся синтезу слов из звуков:
[д], [о], [м] - дом; [д], [у], [б] - дуб; [с], [а], [д], [ы] - сады; [Д], [и], [м], [а] - Дима.

"Составь предложение"
Дети составляют предложения по опорным словам:
- болото, крокодил, в, живет (Крокодил живет в болоте). Разбор предложения схематично;
- дятел, сидеть, дереве, на (Дятел сидит на дереве);

- Даши, у, карандаш, красный (УДаши красный карандаш);
- дедушка, лежать, на, диван (Дедушка лежит на диване);
- ягоды, поспеть, саду, в (В саду поспели ягоды).

Физкультминутка "Имена"
Учитель - логопед называет имена. Все мальчики приседаю, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское.
Су-Джок терапия "Массаж карандашом ладошек"

Повторение буквы Д, написание ее в воздухе. (Элементы буквы)
Буква Д как будто дом,
Поселились дети в нем.
Склеивают букву Д из элементов.

Дети работают с карточкой. (раскрась, заштрихуй, наложенное изображение, дифференциация изучаемых звуков по картинкам, найди правильную букву)

Итог

Учитель - логопед: Что запомнилось из наших игр?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом