Образовательная деятельность в старшей группе на тему "Знакомство со звуком и буквой Ц"

Образовательная деятельность в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте с использованием ИКТ технологий.

Организационная форма: фронтальная НОД.

Реализация образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Цель:

  • Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего обучения детей.
  • Предупреждения ошибок в чтении и письме.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие тонкой моторики.

Задачи:

  • Выявление характеристики звука.
  • Определение положения места звука в слове.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Знакомство с буквой.
  • Формирование опыта чтения слогов и слов.

Предварительная работа: создание фонетико-фонематической базы.

Оборудование и материалы:

  1. ИКТ (иллюстрация города звуков, звук Ц; иллюстрации для определения места звука в слове);
  2. картинки каждому ребенку для определения первого звука;
  3. демонстрационные картинки пройденных букв;
  4. картинки для фонематического синтеза каждому ребенку;
  5. демонстрационные картинки для фонематического анализа;
  6. счетные палочки;
  7. демонстрационные картинки обозначающие напечатанные слова;
  8. напечатанные слоги;
  9. напечатанные слова для чтения каждому ребенку.

Методы и приемы: рассказ, показ, повторение, вопрос и пояснение, игровой.

Ход занятия

1 часть: вводная
(Дети на проекторе видят иллюстрацию города звуков, звук Ц)

Логопед: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу звуков. Наши путешественники покатались на каруселях, и к ним подошла лошадка и спросила: "А вы почему не идете в цирк, сегодня там большое представление.Там выступают разные артисты, дрессированные животные. И я тоже там выступаю. Садитесь на меня я вас быстро туда отвезу"

Наши путешественники сели на лошадку и она их повезла. По дороге она рассказала, что тоже выступает в цирке, и зовут ее Царицей.
Лисенок удивился и спросил: "А почему тебя так зовут, у тебя такое интересное имя?"
Лошадка сказала : "Меня так зовут, потому что у меня на лбу есть пятнышко похожее на корону, поэтому меня назвали Царицей. Нам нужно поторопиться, иначе мы можем опоздать на цирковое представление". Лошадка побежала, и копытца застучали по дорожке цок-цок-цок.

- Какой звук слышится в начале слова в словах цирк, царица, царевна? (слышится звук Ц)
- Наш звук в синих башмачках. Что нам подсказывают синие башмачки? (это звук согласный твердый)
- Произнесите этот звук и послушайте как он звучит (дети произносят).
- Посмотрите на право на доске картинка нашего звука. Мы будем его обозначать цирковой лошадкой.

2 часть: основная

- Сейчас мы будем слушать этот звук. Он может слышится в начале слова, середине и конце (на прокторе по очереди появляются картинки со схемами).
- Кто это? (царь)
- Где слышится звук Ц в этом слове? (в слове царь согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Что это? (кольцо)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове кольцо согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Как называется эта конфета на палочке? (леденец)

- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове леденец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Что это такое? (мельница)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове мельница согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Это что такое? (перец)

- Где слышится в этом слове звук Ц (в слове перец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова).
- Это что за птица? (цапля)
- Где в этом слове слышится звук Ц?? (в слове цапля согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Это здание называется дворец.

- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове дворец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Колобок говорит вам молодцы, правильно все выполнили. Теперь выходим все на ковер, и будет следующее задание. Сейчас вы каждый выберите себе картинку (дети выбирают картинки).

- Все знают как называется его картинка? (да) Вы должны определить первый звук, который слышится в названии вашей картинки и найти соответствующую букву и взять ее в руки (дети выполняют задание). Теперь давайте проверять.

- Каждый называет слово и букву которую он взял (ответы детей: дом – Д, банка - Б, пылесос - П, топор - Т, слон - С, замок - З, кошка - К, мак - М)
- Оставшиеся буквы остались без картинок. Для них картинок у нас нет. Садитесь на места и будет следующее интересное задание.

- У каждого будет картинка. Я последовательно буду называть звуки, а вы должны угадать, какое слово я задумала. У кого будет картинка-отгадка поднимет ее вверх (все внимательно слушают и отгадывают слово, дети выбирают картинки). Положите картинки на стол перед собой, смотрим на меня и слушаем.

М Ы Л О - мыло, Т У Ч А - туча, Р О З А - роза, К А Ш А - каша, В А З А - ваза, Ж А Б А - жаба, З У Б Ы - зубы, М У Х А - муха.

- Молодцы. Отложите картинки и теперь следующее задание. Это задание посложнее. Я буду показывать картинку и называть, а вы должны последовательно назвать звуки, из которых состоит это слово.

- Давайте начнем. Кто может назвать поднимает руку. Дом - Д О М, дым - Д Ы М, кот - К О Т, нос - Н О С, кит - К И Т, мак - М А К , сом - С О М, сок - С О К.
- Ответили на все вопросы.Мы знаем что звуки мы слышим и произносим, а пишем и читаем? (буквы)
- Наш звук Ц мы обозначаем вот такой буквой. (иллюстрация с изображением Пети с буквой Ц)

Молотком работал Петя,
Целых три часа подряд.
Сколотил из четырех дощечек,
Букву Ц и очень рад.

- Буква Ц состоит из трех длинных и одной короткой дощечки. Попробуйте из счетных палочек выложить букву Ц. (дети выполняют задание)
- Молодцы. Правильно выложили. Убираем на место счетные палочки.

Динамическая пауза

- Посмотрите на меня. Сели ровно. Посмотрите на право-прямо, на лево - прямо, вверх - прямо, хлопнули в ладоши над головой, ладошками постучали по столу тихо - громко - тихо, ногами постучали по полу тихо - громко - тихо, похлопали в ладоши перед собой громко - тихо - громко. Молодцы!

- Смотрим на доску, соединяем и читаем слоги все вместе (АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ИЦ, ЭЦ, ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ). Теперь читаем по очереди (читает тот, кого называют).
- Следующее задание. Посмотрите на картинки которые расположены на доске (СИНИЦА, ТАНЦЫ, ОВЦА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, СПИЦЫ, ОВЦЫ, ЗАЙКА). Все картинки понятны?

- Я каждому дам листок бумаги, на котором написано слово. Вы его прочитаете и найдете картинку, которая соответствует вашему слову и прикрепите слово к картинке.
- Читаем по очереди, пальцем следим за тем местом, где читаем. Не торопимся (дети выбираю листочки со словами и по очереди читают слова и прикрепляют к нужной картинке). Молодцы!

3 часть

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ц)
- Что мы о нем знаем? (этот звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, старшая группа