Ф. И. ребёнка: Тимур Х.
Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: дифференциация звуков [ц]-[с].
Цели:
образовательные
- закрепление представлений о правильной артикуляции звуков [ц] и [с];
- уточнение представления о буквах Т и Ч, обозначающие звуки: [ц] и [с];
коррекционно-развивающие
- развитие подвижности артикуляционного аппарата на материале артикуляционной гимнастики;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в артикуляционном плане;
- совершенствование фонематического слуха на звуки [ц] и [с];
- развитие навыков фонематического анализа на материале картинок;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в чистом виде, в слогах, словах и предложениях, тексте;
коррекционно-воспитательные
- воспитание навыка самоконтроля за речью;
- воспитание критического отношения к дефектам речи.
Оборудование:
Картинки: картинки с артикуляционными упражнениями, картинки со звуками [Ц], [С], иллюстрации к рассказу; зеркало
Ход урока
Этап |
Содержание этапа |
Работа учен. |
Орг. момент |
Здравствуй, Тимур! |
|
Артикуляционная гимнастика |
Возьмем в руки зеркало и выполним упражнение «Улыбка», «Трубочка», «Забор» (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы); «Окно» (открывать рот из положения «Забор») «Мост» («Забор»- «Окно» - язык за нижними резцами расположить плоско. Удержать до 5 ) |
Выполнение упражнений |
Работа над голосом |
Поем звук а (слушаем внимательно и вместе со мной поем звук [а]). Как куклу укладываем спать? |
Пропевка звука [а] |
Работа над мимической мускулатурой |
Сейчас посмотри на клоуна и догадайтесь, какое у него настроение и покажите его (веселое, грустное, злое, строгое). Детям предлагается назвать это состояние и показать самим. |
Ребёнок говорит, какое настроение |
Развитие мелкой моторики |
1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик ягоду нашёл, Этот пальчик побежал, Этот пальчик заскучал, 1, 2 ,3, 4, 5-в домик спрятались опять. |
Выполнение гимнастики для пальцев рук |
Развитие фонематического слуха
|
Послушай загадки, скажите мне отгадки. Какой первый звук звучит в отгадке? Был белый дом, Чудесный дом. И что-то постучалось в нём. И он развился, и оттуда Живое появилось чудо...(цыпленок) (показ картинки)
За веревочку коня, - Сегодня мы будем изучать и различать звуки [ц] и [с]. |
|
Сравнительный анализ артикуляции звуков
Характеристика звуков |
С помощью зеркала расскажем про артикуляцию звука [с], [ц] Произнесём звук С, что делают: Губы в улыбке Зубы сближены Язык кончиком упирается в нижние резцы. Голосовые связки не работают Звук Ц: Воздушная струя встречает преграду, Голосовые связки не работают, Язык – кончик языка сначала вверху, потом резко падает вниз. Спинка языка прямая (подчеркнуть отличия между звуками в артикуляции – положение языка) Характеристика звука С, Ц. Звук С: Согласный, глухой, может быть мягким или твердым. Звук Ц: Согласный, глухой, твердый. |
Ответы ребёнка
|
Дифференциация звуков в словах (развитие фонематического слуха) |
Если услышишь слова со звуком С, то поднимаете руки вверх, если услышишь слово со звуком Ц, то присядь. Лиса, цапля, автобус, ананас, мыльница, пятница, полоса, сон. |
Выполнение задания |
Физминутка |
Вот красавица лиса, хитрые у неё глаза (Перекаты с пятки на носок, стоя на месте). Вот проснулась, потянулась (Потягиваются, прогибают спину). Повернулась (Тянуться за руками вправо-влево). Притаилась под окном (присесть, «ушки на макушке») Хочет знать, кто пришёл. |
|
Дифференциация звуков в словах |
Сейчас внимательно посмотри, назови и подумай какой звук встретился в картинке (можно определить место звука в слове): курица, лиса, сани, цыпленок, цирк. Составление схемы слов. Проверка. Отработка грамматической категории – число
|
Выполнение предложенных заданий |
Дифференциация в предложении |
Составь предложение со своей картинкой. |
Курица бегает на полян |
Дифференциация в тексте |
Сейчас мы с тобой составим рассказ Беседа по вопросам, пересказ текста по картинкам Курица и цыплята гуляли на траве. Цыплята увидели лису. Курица и цыплята побежали в курятник (картинки: курица с цыплятами, поляна, лиса, курятник) Где гуляли курица и цыплята? Кого увидели цыплята? Кто побежал? Куда они побежали? |
Выполнение задания
|
Итог |
Какие звуки мы сегодня различали на уроке? В чем отличия этих звуков? |
|
Оценка работы |
Тимур, ты сегодня старался, молодец! |
|
Дом. Работа |
Дома нужно сделать артикуляционную гимнастику и нарисовать картинки, которые начинаются со звуков [с],[ц] |
|