Ф. И. ребёнка: Миша Ф.
Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: автоматизация звука [ш]
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря
Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы
Коррекционно-воспитательные:
- Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя–логопеда и ребёнка на занятии |
1. Орг. момент |
Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение? Р: Здравствуйте! Хорошее настроение! Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш]. Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься? Р: Да, готов! |
2. Развитие общей моторики |
Для начала нам надо расслабить мышцы тела. «Вдох-выдох, закрыли глаза. Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы». Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация. |
3. Развитие мелкой моторики |
Л: Нам надо размять ещё наши пальчики. «Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке- в чашку, Мышке – в плошку. А цыплятам – в поварешку. Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала». (Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу. Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.) Молодец! |
4. Мимическая гимнастика |
Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь? Р: Удивлюсь! Ребёнок показывает удивление. Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет? Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку. |
5. Артикуляционная гимнастика |
Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику! «Язычок широкий» «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя) Слюнку проглоти. Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье» А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа) Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда
|
6. Работа над голосом и дыханием |
Л: Миша, ты любишь ходить на салют? Р: Да, люблю! Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»! Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют! (упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка) Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда |
7. Автоматизация звука в изолированном виде |
Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш]. Ребёнок выполняет инструкцию |
8. Анализ артикуляции звука |
Л: Расскажи, что про звук [ш]. Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш]. Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты? Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора; Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты? Р: Зубы сомкнуты. Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен? Р: Широкий кончик языка поднят вверх. Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме… Р: Язык находится в форме чашечки. Л: Голосовые связки работают или не работают? Р: Голосовые связки не работают. Л: Звук [ш] обозначается буквой… Р: Ш |
9. Характеристика звука |
Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему? Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду. Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий? Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости. Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему? Р: Звук [ш] глухой, потому что голосовые связки не работают. Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему? Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый. Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием. |
10. Связь звука с буквой |
Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш? Р: Буква похожа на гребешок. Л: Ты знаешь, что такое гребешок? Показывается картинка гребешка. Р: Гребешком расчесывают волосы. Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки). Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая? Ребёнок щупает – шершавая |
11. Развитие фонематического слуха и восприятия |
Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно». Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь – подними руку. Будь внимателен. Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш]. Л: Шо, бы, ке, Ша. Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] – подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка. Л: Предложение: «У кошки три котёнка». Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении? Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки Л: Молодец, Миша! |
12. Закрепление звука в слогах |
Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ. Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ |
13. Закрепление звука в словах. (Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами) |
Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?» Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША. (Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах). Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена: Маша, Даша, Паша, Саша. |
14. Закрепление звука в предложении |
Послушай предложение и повтори: Волшебник подарил Саше шары. (Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах). Молодец! Ребёнок повторяет предложение. |
15. Закрепление звука в тексте |
Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт. Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ. Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.) Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары. |
16. Домашнее задание |
Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно? Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку! |