Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе "Звук и буква Э"
Тема недели: Осень – щедрая пора
Образовательная область: коммуникация, грамота.
Тема: Звук и буква Э (с использованием воспитательного компонента «День сладостей»)
Цель: познакомить детей с обозначением гласного звука буквой Э. Упражнять в звуковом анализе слова. Закрепить буквы А,У,О,И,Ы. Развивать слуховое внимание и фонематический слух, моторику рук.
Словарная работа: звук, экономить.
Оснащение: иллюстрации, карточки, цветные палочки Кьюнезера.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: звук и букву «Э», гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Понимают: значение слова экономить.
Применяют: умение проводить звуковой анализ слова, читать слоги.
Этапы |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно – побудительный
|
Побуждение ребенка к процессу деятельности: Пантомима «Прогулка с лес». Мы зашли далеко в лес и заблудились. Заблудились мы в лесу. Эхо! Эхо! Закричали все «Ау!» Вот потеха. Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас. Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина
|
Проявление интереса к происходящему.
Дети изображают ходьбу по высокой траве и кочкам.
Выражают состояние людей, заблудившихся в лесу. Громко кричат Ау
Изображают эмоции: печаль, грусть, разочарование Проговаривают слова вместе с воспитателем Затем дети находят тропинку, возвращаются обратно (речевая деятельность, познавательная) |
Организационно – поисковый |
Ориентирование детей на разрешение проблем: Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО? Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э, познакомимся с буквой Э. Акустико-артикуляционный образ звука
Поймай звук в ладошку.
Выделение звука из стихотворения Электричество в домах. Свет горит на этажах. Экономить надо свет. Ты запомнил или нет? Назовите слова со звуком Э. Как вы понимаете слово экономить? Физминутка «Самолет» Знакомство с буквой "э" (показ буквы) Это - Э Работа в тетрадях.
Звуковой анализ слова: Эму |
Включение детей в процесс деятельности Включаются в беседу Отвечают на вопросы Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают). Характеристика звука Э. Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды. Воспитатель произносит сначала изолированные звуки, затем слоги, слова и предложения. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э. Слушают стихотворение
Называют слова, где есть звук Э: электричество, этажах, экономить Высказывают свои предположения, связанные со словом Экономить Выполняют движения в соответствии с текстом Слушают стихотворение. Проговаривают вместе с воспитетелем. Запоминают букву Выкладывают букву "Э" из палочек, прорисовывают "э" в воздухе. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма". Проводят звуковой анализ |
Рефлексивно – корригирующий |
Анализирует результаты деятельности детей - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".
Проводит беседу (с использованием воспитательного компонента) Просит назвать слова, которые начинаются со звука Э Показывают картинку с изображением эскимо. Спрашивает, кто из детей любит эскимо Рассказывает о том, что сегодня День сладостей. Что в этот день принято дарить шоколад. Угощает детей шоколадными конфетами. |
Осознают результаты своей деятельности Отвечают с каким звуком познакомились (звук Э). дают характеристику звуку: Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды Дети называют слова, опираясь на картинки – подсказки Рассматривают. Называют, что изображено. Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, делятся своими предпочтениями. Радуются угощению |