Методическая разработка урока обучению грамоте "Строчная буква а"

Цели урока:

  • формирование умений писать печатную, письменную букву а;
  • анализировать графическую форму строчной буквы а;
  • знакомство с понятиями "открытый и закрытый слог";
  • осваивать действие звукового анализа слова, различать гласные и согласные звуки;
  • учиться отгадывать ребусы, составлять звуковые модели слов.

Основные понятия: строчная буква, верхнее и нижнее соединение, открытый и закрытый слог.

Оборудование: пропись № 1 "Мой алфавит", модели звуков, магнитные буквы, индивидуальные маркерные доски, лист самооценки "Светофор", индивидуальные карточки с увеличенными образцами букв а, картинки домов с закрытыми и открытыми дверями.

Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Давайте проведем разминку пальчиков с помощью массажного шарика Су Джок.

Этот шарик непростой!
Он колючий! Вот какой!
Вверх, вниз его катаем –
свои пальцы разминаем.

Актуализация знаний

Цель – вспомнить известные сведения о гласном звуке а. Работа на маркерных досках, дети пишут только ответы:

- Сколько гласных звуков? (6)
- Запишите лишнее: РВ ЛО КА СА (РВ-не слог)
- Составьте схему предложения: Аня осматривала аллею.

Тема урока

- Сравните первые звуки каждого слова в данном предложении. Со звука [а] начинаются все слова.
- С написанием какой буквы мы будем знакомиться сегодня? Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать срочную букву А.
- Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем)
- Назовите признаки гласного звука. (Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград)

Звук - слышим, произносим. Букву - видим, пишем.

Составление плана действий по изучению нового материала. Давайте же восстановим все карточки-пиктограммы по порядку:

  1. Повторим букву а, звук [а].
  2. Узнаем элементы буквы.
  3. Научимся писать строчную букву а.
  4. Узнаем написание соединений с буквой а.
  5. Научимся составлять звуковые схемы слов со звуком [а].

А теперь давайте, глядя на карточки-опоры, повторим наши способы действий: составлять схемы слов, писать самостоятельно, работать в паре, сравнивать, проверять себя и оценивать. (Самооценка "Светофор": красный круг - были трудности, желтый - были единичные ошибки, зеленый - все хорошо)

Изучение нового материала

Игра "Найди букву"
(Разноцветные магнитные буквы на доске вперемешку)
- Найдите среди букв буквы А. Чем различаются эти буквы? (заглавные и строчные)
- А какие же бывают буквы? (Печатные, письменные)

Игра "Чей ряд больше"
- Придумайте слова с буквой а в начале, середине, конце слова.
Работа над звуковой схемой слов. (аист, астра)
Работа в прописи "Мой алфавит"

- Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово. Арбуз + Игла + Солнце + Труба = АИСТ
- Давайте выложим на парте схему слова аист. Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставим ударение. Итак , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.
- Дайте характеристику каждого звука с помощью опорных символов: символы ударных и безударных гласных - круг с улыбкой - ударный звук, "плачущий" круг - безударный звук.
Круг синий с прямой линией внутри - твердый согласный звук, круг зеленый с волнистой линией внутри-мягкий согласный звук. Круг красного цвета – гласный звук. Звонкость согласного звука обозначена красным треугольником. Аналогичная работа проводится со словом АСТРА в прописи.

Самооценка "Светофор"
- Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А)
- А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой А)

Письмо печатной буквы А

- Рассмотрите внимательно в прописи образец печатной буквы а. На уроке чтения вы уже учились печатать букву "а", обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

Физминутка
(на закрепление понятий "Гласные звуки")

Раз к медведю пришло письмо, он сказал с восторгом "О-О-О!"
Встал и чешет в голове "Э-Э-Э"
Ничего я не пойму "У-У-У" Ну и голос был у мишки, словно медная труба "А-А-А!"
Все медведи таковы "Ы" и "И-И-И!"

Анализ строчной буквы "А"

Показ учителем строчной буквы "А"

Образец написания буквы

  1. Рассмотрите из каких элементов состоит буква "а". (овал, прямая, наклонная с закруглением в право)
  2. Учитель дает образец написания на доске. (на экране)
  3. Письмо пальчиком на ладошке.
  4. В воздухе под счет.
  5. Письмо в индивидуальных карточках.

Работа в тетради. Роль наклонной линии и положения тетради.

  1. Письмо строчной буквы а. Подчеркиваем самую удачную букву. (Оценка товарища - соседа по парте "Светофор")
  2. Письмо элементов буквы а. (овал, прямая, наклонная с закруглением в право)
  3. Письмо а с нижним и верхним соединением.

Физминутка для глаз музыкальная
(С закрытыми глазами кончиком носа в воздухе написать букву а, аа, ааа)

Закрепление изученного

  • Обобщение правил написания письменной буквы:
    положить тетрадь с наклоном;
  • внимательно рассмотреть элементы;
  • написать букву;
  • проверить правильность написания буквы по образцу.

- На свободной строке напиши букву "а", если слово начинается со звука "а". (Арка, умка, адрес, якорь, армия, осы, яма)
- Сколько раз написали букву "а"? (3)

Работа со словом: различие обобщенных и конкретных названий слов "ОВОЩИ" и "ФРУКТЫ". Самостоятельный звуковой анализ слов.

Знакомство с "открытыми и закрытыми" слогами

А сейчас давайте прочитаем слоги, написанные на доске. (Хором, индивидуально)

УМ АМ
МУ МА

- Чем похожи? Чем отличаются? На какой звук оканчиваются слоги?
- Давайте поможем слогам отыскать свой домик? (Магнитные слоги: РА, ПА, АК, СА, АН, Да, АВ крепят на доску к дому с открытой или зарытой дверью соответственно. Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок)

Итог урока. Рефлексия

- Чему учились сегодня на уроке?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

Размер:
85.18 Kb
Скачали:
18

Метки к статье: конспект урока, письмо, 1 класс