Цели урока:
Основные понятия: строчная буква, верхнее и нижнее соединение, открытый и закрытый слог.
Оборудование: пропись № 1 "Мой алфавит", модели звуков, магнитные буквы, индивидуальные маркерные доски, лист самооценки "Светофор", индивидуальные карточки с увеличенными образцами букв а, картинки домов с закрытыми и открытыми дверями.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- Давайте проведем разминку пальчиков с помощью массажного шарика Су Джок.
Этот шарик непростой!
Он колючий! Вот какой!
Вверх, вниз его катаем –
свои пальцы разминаем.
Цель – вспомнить известные сведения о гласном звуке а. Работа на маркерных досках, дети пишут только ответы:
- Сколько гласных звуков? (6)
- Запишите лишнее: РВ ЛО КА СА (РВ-не слог)
- Составьте схему предложения: Аня осматривала аллею.
- Сравните первые звуки каждого слова в данном предложении. Со звука [а] начинаются все слова.
- С написанием какой буквы мы будем знакомиться сегодня? Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем учиться писать срочную букву А.
- Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем)
- Назовите признаки гласного звука. (Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград)
Составление плана действий по изучению нового материала. Давайте же восстановим все карточки-пиктограммы по порядку:
А теперь давайте, глядя на карточки-опоры, повторим наши способы действий: составлять схемы слов, писать самостоятельно, работать в паре, сравнивать, проверять себя и оценивать. (Самооценка "Светофор": красный круг - были трудности, желтый - были единичные ошибки, зеленый - все хорошо)
Игра "Найди букву"
(Разноцветные магнитные буквы на доске вперемешку)
- Найдите среди букв буквы А. Чем различаются эти буквы? (заглавные и строчные)
- А какие же бывают буквы? (Печатные, письменные)
Игра "Чей ряд больше"
- Придумайте слова с буквой а в начале, середине, конце слова.
Работа над звуковой схемой слов. (аист, астра)
Работа в прописи "Мой алфавит"
- Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово. Арбуз + Игла + Солнце + Труба = АИСТ
- Давайте выложим на парте схему слова аист. Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставим ударение. Итак , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.
- Дайте характеристику каждого звука с помощью опорных символов: символы ударных и безударных гласных - круг с улыбкой - ударный звук, "плачущий" круг - безударный звук.
Круг синий с прямой линией внутри - твердый согласный звук, круг зеленый с волнистой линией внутри-мягкий согласный звук. Круг красного цвета – гласный звук. Звонкость согласного звука обозначена красным треугольником. Аналогичная работа проводится со словом АСТРА в прописи.
Самооценка "Светофор"
- Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А)
- А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой А)
- Рассмотрите внимательно в прописи образец печатной буквы а. На уроке чтения вы уже учились печатать букву "а", обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.
Физминутка
(на закрепление понятий "Гласные звуки")
Раз к медведю пришло письмо, он сказал с восторгом "О-О-О!"
Встал и чешет в голове "Э-Э-Э"
Ничего я не пойму "У-У-У" Ну и голос был у мишки, словно медная труба "А-А-А!"
Все медведи таковы "Ы" и "И-И-И!"
Анализ строчной буквы "А"
Показ учителем строчной буквы "А"
Работа в тетради. Роль наклонной линии и положения тетради.
Физминутка для глаз музыкальная
(С закрытыми глазами кончиком носа в воздухе написать букву а, аа, ааа)
- На свободной строке напиши букву "а", если слово начинается со звука "а". (Арка, умка, адрес, якорь, армия, осы, яма)
- Сколько раз написали букву "а"? (3)
Работа со словом: различие обобщенных и конкретных названий слов "ОВОЩИ" и "ФРУКТЫ". Самостоятельный звуковой анализ слов.
А сейчас давайте прочитаем слоги, написанные на доске. (Хором, индивидуально)
УМ АМ
МУ МА
- Чем похожи? Чем отличаются? На какой звук оканчиваются слоги?
- Давайте поможем слогам отыскать свой домик? (Магнитные слоги: РА, ПА, АК, СА, АН, Да, АВ крепят на доску к дому с открытой или зарытой дверью соответственно. Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок)
- Чему учились сегодня на уроке?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие затруднения остались?