Конспект урока русского языка в 1 классе: «Письмо строчной буквы й»

УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

- сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «й», научить писать ее по ал­горитму и соединять с буквами верхнего соединения;

- развивать у учащихся фонематический слух, формировать уме­ние звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму.

Формирование универсальных  учебных  действий:

- учить планировать свои действия,

- уметь анализировать слова с выделением существенных признаков,

- использовать знаково-символические средства,

- учить общаться друг с другом при работе в парах.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, тетрадь по письму №2, мягкая игрушка заяц, карточки для оценки записи предложения, интерактивная доска.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Все буквы мы знали до школы отлично!

Но в школе

Мы с ними знакомимся лично!

Нам букву покажут, а мы представляем,

Что мы эту букву ни капли не знаем.

- Где живут буквы, с которыми мы уже познакомились? (В городе Букваринск)

 2. Актуализация знаний.

- Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

- С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

- Игра  «Где живут буквы?». (Поселить согласные и гласные в свои домики).

- Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у  н л э р й м  ы).

- Какие это буквы? (Гласные и согласные)

- Значит, их можно распределить в две группы. Саша возьмет себе гласные и поселит в домик №1, а Наташа – согласные и поселит в домик №2. (Перетаскивают буквы в домик №1 и домик №2.)

- Правильно ли ребята выполнили задание? Как вы считаете? По какому признаку вы отбирали буквы?

- Отгадайте загадку, кто к нам пришел на урок:

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)

Появляется игрушка – зайка. Выходит девочка и берет зайку в руки.

3. Формулирование  учащимися темы урока.
- Сейчас Олеся нам расскажет стихотворение, а вы скажете, какой звук слышится чаще всего.

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

- Не могу, больной!

Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина).

- Звук [й’].

- Этот звук часто прячется в буквах я, ё, ю, е. А какой буквой он обозначается на письме?

- Сейчас мы расскажем, что мы узнали про букву й на уроке чтения. (Один ученик рассказывает.)

- Согласны вы с Дашей?

- Кто прочитает, что здесь написано? Зайка

- Всё ли вам здесь нравится? Какая буква написана в середине? Правильно ли она написана? А нам надо написать? (Письменную, строчную.)

- Умеем ли мы писать письменную букву? (Нет)

- Значит, чему мы будем учиться на уроке? Какую главную цель поставим? (Научиться писать строчную букву й, которая нужна для обозначения согласного звука [й’]).

- Давайте составим план урока. Как мы будем добиваться нашей цели? Откройте тетрадь по письму на стр.11, рассмотрите задания, которые нам предстоит выполнить. А теперь посмотрите на доску, здесь у меня слова-опоры. Давайте расставим их по порядку.

- С чего начнем работать?  (С узора.)

- Что дальше нам предстоит выполнить? (Научиться писать й.)

- Что пишем дальше? (Слоги и слова.)

- Какую работу выполним в конце? (Спишем предложение.)

4. Упражнение в нахождении буквы й в рукописном тексте. Работа в парах.

- Прежде, чем учиться писать букву й, давайте поучимся ее находить в рукописном тексте.

Возьмите карточки с текстом. Найдите букву й в тексте и обведите ее,  1 вариант обводит красным фломастером, а 2 вариант - синим.

Й – у лайки есть, у сойки,

У малышки-землеройки.

На хвостах несут с собой

Воробей и козодой.

-Теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Если найдете букву, которую пропустил ваш товарищ, то обведите ее.

- Поменяйтесь снова карточками. Встаньте те ребята, которые не пропустил ни одной  буквы й. Кто ошибся, был невнимателен?

- Назовите выделенный звук. (Это звук [й’]).

- Произнесите звук [й’]. Что происходит при его произношении? (При произношении звука [й’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко).

- Охарактеризуйте звук [й’]. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий).

5. Физминутка.  Игра «Запомни, кто, где стоял»

Девочки встают в ряд. Мальчики запоминают, кто, где стоит, и закрывают глаза. Две девочки меняются местами. Мальчики должны сказать, какие девочки поменялись местами. Игру можно повторить с мальчиками.

6. Рисование узора-бордюра. «Листья»

- Что у нас первым стоит по плану? На что похож узор?

- Что происходит с деревьями осенью? Как называется такое природное явление?

- Что вам напоминают длинные прямые линии?

- Давайте вспомним правила письма.

- Зарядка для пальчиков:

- Мама, мама!

- Что, что?

- Гости едут!

- Ну и что?

- Здрасьте, здрасьте!

- Чмок, чмок, чмок!

- Здрасьте, здрасьте!

- Чмок, чмок, чмок!

- Нарисуйте узор.

- Первый пункт нашего плана выполнен.

7. Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся.

- Что дальше нам предстоит сделать?

- Сравнение малой и большой печатной, строчной и заглавной письмен­
ной букв Й.

Графический анализ, сравнение с другими буквами:

- Рассмотрите строчную букву й.

- Из каких элементов она состоит? (Маленькая буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных палочек с закруглением внизу и короткой выгнутой линии вверху).

Выберите нужные элементы и закрасьте кружочки рядом с ними красным цветом.

- На какие буквы она похожа?

- Как получить эту букву из и? ш? ц? щ?

- Исполнение песни про буквы и и й, которую выучили на уроке чтения.

- Объяснение написания буквы й:

- Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки делаем закругление вправо, ведем плавную линию до верхней линейки, пишем вниз прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо. Над буквой пишем короткую выгнутую линию.

- Письмо под счет в воздухе, обратной стороной ручки на ладони, в тетради.

- Какую задачу мы сейчас выполнили? Что еще нам предстоит сделать?

8. Письмо слогов и слов.

- Давайте вспомним, что кричал больной зайка в стихотворении, которое прочитала нам Олеся, когда не хотел играть. (ой-ой) А что еще можно кричать, когда нам больно? (ай)

- Чтение слогов, сравнение их написания.

- Показ учителем и письмо слогов и слов детьми в тетради.

9. Выполнение логического задания. Задания «Вопросительного знака».

- Какой общий элемент есть во всех этих буквах? Напишите его в кружочке.

- В каких буквах есть первый элемент?

- Где мы видим второй элемент?

- Почему некоторые буквы подчеркнуты?

10. Фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

- Составление слов лай и май из печатных букв. (2 ученика у доски)

йла      айм    

- Сколько слогов в слове «лай»?

- Как ты определил, что один слог? (По количеству гласных звуков)

- Какой последний звук в слове «лай»? ( [й’])

- Дай характеристику  звуку [й’].

- Проверяем Машу. Сколько слогов в слове «май»?

- Как ты узнала?

- Какой последний звук в слове «май»? ( [й’]).

- Что общего в этих словах?

- Чем отличаются?

- Запись слов в тетради.

11. Физкультминутка.

Если услышите гласный звук, потопайте, если согласный, хлопайте в ладоши.

12. Работа над предложением.

- Перед вами слова. А что с ними можно сделать? (Составить предложение). Вот и составьте в парах предложение. Как составите, встаньте и поднимите руки.

- Что вам помогло составить предложение? (То, что слово У написано с заглавной буквы).

- А какое еще слово пишется с заглавной буквы? (Марина) Почему?

- Читаем:

У Марины малина.

- Сколько слов в данном предложении?

- Какое первое слово? Сколько в нем слогов?

- Какое второе слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

- Какое третье слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

- Сейчас мы будем списывать предложение. Диктовать нам его будет Ульяна. Слушайте ее внимательно. Не спешите.

Списывание.

- А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим работу друг у друга.

- Сейчас мы постараемся оценить свою работу и работу соседа. Вначале заполним графу «Знак ошибки».

Неверное написание буквы – х.

Пропуск (замена) буквы - -.

Перестановка/вставка букв(ы) – v.

Пропуск слова - □.

- Теперь в графе «Я сам(а) расставьте знаки, если нашли ошибки. Поменяйтесь тетрадями и карточками. Проверьте работу соседа и в графе «Сосед(ка)» тоже расставьте знаки, если найдете ошибки.

13. Рефлексия урока. 

- Чему вы сегодня  учились на уроке?

- Достигли ли мы главной цели?

- Всё ли у вас получилось?

- С каким заданием было всего труднее справляться?

- Давайте составим «Коврик настроения».

Размер:
671.29 Kb
Скачали:
70