Задачи: Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами Фф, учить давать характеристику данным звукам и анализировать слова с новыми буквами, проводить звуко-буквенный анализ;
Развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся, способствовать формированию правильного, осознанного, беглого чтения;
Воспитывать бережное отношение к рабочему времени, аккуратность в деле.
Ход урока
1. Организационный момент.
На уроке я сижу
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю
Если спросят - отвечаю.
2. Повторение пройденного.
- Я хочу вам рассказать одну историю про одного мальчика. Вы узнаете как его зовут, если составите вместе первые звуки каждой картинки. (вывешивается иллюстрация мальчика)
ФОНАРЬ ЕЛЬ ДЯТЕЛ ЯБЛОКО= ФЕДЯ
- Федя очень любил рисовать. Однажды он проснулся и обнаружил, что краски, карандаши, альбом пропали. Их забрал волшебник. Федя пришёл к нам и просит помочь ему.
- Чтобы отправиться в сказочное путешествие, необходимо сказать заклинание: фа- фа- фа отправляться в путь пора.
- Посмотрите, мы оказались в городе, который называется…. АЛФАВИТ. Давайте поможем Феде прочитать алфавит:
А,б,в,г,д,е,ё,ж – прикатились на еже
З, и, й, к, л, м, н, о - дружно вылезли в окно
П, р, с, т, у…,х – оседлали петуха
Ц,………………..я – вот и все мои друзья.
- Идём дальше. Посмотрите, перед нами поляна, на которой живут зайчата. Волшебник их заколдовал, и они не могут попасть в свои домики. Давайте им поможем: в зелёный домик- тех зайчиков, у которых гласные обозначают мягкость согласного, а в синий домик гласные, обозначающие твердость согласного.
- Зайчики благодарят вас. Дальше наш путь лежит вот через эту речку, но как перейти? Конечно, нужен мост. Для того, чтобы построить мост нужно вспомнить с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке. (Щщ)
- Что мы знаем об этом звуке, букве?
- Чтобы построить мост, нужно вставить букву, разделить на слоги, задать вопрос кто? что?
- Найдите слово, в котором звуков больше ,чем букв.( Щука, лещи, овощи, ящики)
Физ.минутка
3. Постановка темы и цели урока
- Сегодня на урок к нам придут новые звуки – друзья нашего Феди. Эти звуки спрятал злой волшебник в лесу.
- Все знают маленького лесного жителя, который носит грибы, яблоки на спине. Кто это? Как фыркает ёж? Произнесите все вместе (ф- ф- ф).
- Вот на дереве поют птички-синички. Как они поют? (Фью- фью- фью)
- Назовите первый звук. Произнесите все вместе.
- Что мы можем сказать о звуках ф, ф?
- Почему эти звуки согласные? Что мешает в произношении? Какой это звук: глухой или звонкий?
4. Работа над новым материалом
- В том лесу живёт птица, которая его охраняет. Но её тоже заколдовал волшебник - птица потеряла свою окраску. Что же это за птица? Её название начинается на новый звук ф и она охотится по ночам.
а) звуковой анализ слов: филин, фрукты
- Филин был так рад тому, что вы помогли ему, что в подарок подарил корзину фруктов.
б) игра «Услышали звук, хлопните»
фартук фонтан ферма
ваза фикус фарфор
факир ширма конфета
в) игра « Кто больше?» придумать слова с новым звуком
г) Знакомство с новой буквой.
- Звук ф, ф обозначается буквой Ф (карточка). На что похожа буква ф?
- Итак, принимаем букву в нашу семью. Заселим её. Поздоровайтесь с буквой (обводят пальчиком букву). Давайте оживим букву, а в этом нам поможет Федя:
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки. (физ. минутка)
д) Письмо строчной и заглавной Фф.
- Давайте откроем прописи и напечатаем букву ф. Теперь посмотрите на письменную букву и сравните с печатной. Чем отличается печатная от письменной? А теперь давайте напишем(объяснение написания) в воздухе, в прописи.
Физ. минутка.
е) Составление и чтение слогов и слов.
- Посмотрите, Федя нас привёл на поляну, где растут цветы, в названии которых есть звук ф (фиалки)
Фа, фы, фо Фу, фе, фи Фю, фя, фё
- Дальше идёт дорога к замку злого волшебника. Но дорожка нас приведёт к замку лишь в том случае, если вы составите слова из слогов (1у доски, остальные на месте)
Фа, ра, фор, ма, фа, соль, фо, кус, ник
- Вот мы и пришли к замку злого волшебника, где спрятаны краски, карандаши, но дверь откроется тогда, когда прочитаете рассказ «Фокусник»
ж) Чтение рассказа
с. 121. Эта история о том, что произошло с Федей однажды.
з) Письмо слов
Мальчик вас благодарит за то, что вы помогли ему вернуть его вещи. Теперь давайте запишем слова, которые встречались нам на пути с буквой ф.
5. Итог урока.
- Итак, с какими звуками мы познакомились?
- Какой буквой они обозначаются?