Программа: «Планета знаний».
Тема урока: Письмо строчной буквы «г».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Обучающие: способствовать формированию умения писать строчную букву «г», слогов и слов с этой буквой; правильно оформлять предложение на письме; делить слова на слоги; ставить ударение; определять ударную и безударную позицию в слове, подбирать проверочные слова.
Развивающие: способствовать развитию навыков безотрывного письма, орфографической зоркости, логического мышления, фонематического слуха; способствовать развитию умений определять тему урока и задачи учебной деятельности, осуществлять контроль и оценку.
Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к письму, как виду речевой деятельности; воспитание аккуратности и внимательности при выполнении письменных работ.
Используемые учебники и учебные пособия: В.А.Илюхина «Прописи» №3 к «Букварю» Т.М.Андриановой для 1класса; АСТ «Астрель»М.: 2014
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; изображения птиц на слайдах; дневник личностного роста учащихся; карточки настроения.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
- Ребята, кто из вас считает себя внимательным? А сообразительным?
- Тогда вы легко справитесь с заданием, которое приготовили и передали для вас ребята из 4 класса. Догадались уже, какое здесь задание? Сформулируйте его.
- Произнесите названия тех предметов, которые вы поставили в клетки.
- Назовите 1-й звук. Какой он: гласный или согласный? Почему? Глухой или звонкий? Почему?
- Какой звук [г] в этих словах: твёрдый или мягкий?
- Приведите примеры слов с мягким звуком [г].
- Какой буквой записывают твёрдый и мягкий звуки [г, г`]?
- А можем ли мы с вами написать слова «гриб» и «груша»? Почему?
- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
- Тема урока: «Письмо строчной буквы «г». А чему вы хотите научиться на этом уроке?
- Задачи урока мы с вами определили, теперь будем их решать.
3. Овладение алгоритмом письма буквы. Контроль и коррекция правописания.
а) Анализ составляющих элементов буквы «г», их пространственного расположения (создание образа буквы)
- Посмотрите на печатную и письменную букву «г». Сравните их написание.
- Рассмотрите внимательно письменную строчную букву «г».
На элемент каких букв она похожа? (письменные «п» и «р»).
- Пропишите буквы «п» и «р», чередуя их.
- Рассмотрите написание буквы «г» в «волшебном окошечке» нашей прописи. Расскажите, какие известные вам элементы есть в букве «г» и в какой последовательности их нужно писать.
б) Упражнение в овладении алгоритмом письма буквы.
- Обведите букву «г» перевёрнутой ручкой; пальчиком на парте; на спине соседа.
- Пропишите эту букву в прописи, комментируя её написание.
- Сравните свои буквы с образцом, подчеркните красным карандашом те буквы, которые соответствуют образцу.
- Рассмотрите в прописи «выставку букв». Обведите в кружок правильно написанную букву «г».
- Какие ошибки вы увидели в написании других букв?
- Пропишите 1 строчку этой буквы в прописи соседа.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленую ручку и проверьте, как ваш сосед написал буквы. Оцените его письмо. Подчеркните правильно написанную букву.
4. Физкультминутка
1, 2, 3, 4 – топаем ногами.
1, 2, 3, 4 – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире – 1, 2, 3, 4.
Наклониться – 3, 4.
И на месте поскакать:
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
5. Развитие навыка письма с изученной буквой.
а) Письмо слогов и сочетаний.
- Мы научились писать строчную письменную букву «г».
Какой следующий этап нашей работы?
- Пришла пора потренироваться в написании слогов и сочетаний с буквой «г» различных видов соединений. (Показ учителем на доске правописания слогов и слияний, письмо с комментированием.)
ГА ГО ГИ ГУ ГР ГЛ ИГ УГ
- Дополните слоги и слияния до целых слов.
б) Письмо слов.
- На следующем этапе нашего урока мы будем учиться писать слова.
- Прочитайте 1-ое слово. ГРОМ
- Что такое гром? Когда он бывает? Что вы чувствовали, когда слышали гром?
- Сколько слогов в слове «гром»? Почему? Напишите это слово.
- Прочитайте слово на следующей строке. ГОРА
- Что такое гора? Кто видел горы? Где? Что чувствовали при виде гор?
- Разделите слово «гора» на слоги. Поставьте ударение. Назовите безударный звук. Подберите проверочное слово. Запишите это слово в прописи.
- Ребята, а вы любите загадки?
Тогда попробуйте отгадать загадки, которые я вам приготовила.
(Все отгадки учитель сопровождает показом птиц на интерактивной доске.)
Серые перья, длинная шея.
Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)
- А эта птица жила в доме у дяди Фёдора и всё время говорила: Кто там? (Галка).
- С давних пор считается, что эта птица приносит на крыльях весну. (Грач)
- Эту птицу называют символом мира, мирной жизни. (Голубь)
- Что интересного вы заметили в названиях этих птиц?
- А кто из вас знает, как называется птица, которую вы видите на экране?
- Это ИВОЛГА. Прочитайте это слово в прописи. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. Назовите безударный.
- Запишите это слово в тетради соседа.
- Оцените работу друг друга. Прокомментируйте свою оценку.
в) Письмо предложений.
- Прочитайте предложение. Что вы узнали? Какие грибы могли набрать ребята?
- Сколько слов в предложении? Нарисуйте схему.
- Как будете писать предложение?
- Разберите каждое слово, чтобы при письме не сделать ошибки. Разделите слова на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Запишите это предложение на пустой строчке. Кто затрудняется это сделать сам, может обвести его по написанному.
6. Зарядка для снятия напряжения кистей руки и пальцев.
7. Закрепление изученного.
а) Игра «Переставь слоги»
- Посмотрите на задание, предложенное вам в тетради. Попробуйте сформулировать его.
РА, ИГ ЛА, ИГ
ГА, РО ГА, НО
- Запишите получившиеся слова.
- Проверьте у своего соседа правильность выполнения задания. На что надо обратить внимание? (Определяют критерии оценки.)
б) Игра «Буква убежала» на развитие умения решать орфографическую задачу.
горы – г.ра
ноги – н.га
норы – н.ра
- Как вы думаете, почему буквы пропущены? Какие? Назовите проверочные слова.
- Сделайте вывод, продолжив предложение: Чтобы написать безударную гласную в слове, нужно ….
8. Итог урока. Рефлексия.
- В начале урока мы поставили задачи, решение которых должно было помочь нам написать слова «гриб» и «груша». Как вы думаете, смогли ли мы их решить? Докажите.
- Запишите эти слова самостоятельно в прописи. Дайте оценку выполненного задания.
- Оцените свою работу на уроке: активность, старание, аккуратность. (с помощью линеечек). Над чем нужно ещё поработать? За что вы можете себя похвалить?
- Оцените сам урок (устная оценка) Какое задание понравилось? Какое задание оказалось самым трудным?
- С каким настроением вы уходите с урока? (карточки настроения)
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.