Конспект занятия "Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже"

Цель занятия: воспитывать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение словаря по теме "Цветы на лугу";
  • формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже);
  • Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением луговых цветов, сюжетная картинка для составления букета, задание "4 лишний", карточки с цветами и цифрами, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент

Игра "Условный сигнал"

Дети идут по кругу. Если логопед назовет цветок, дети хлопают в ладоши и меняют направление движения. Если звучит название другого предмета, дети игнорируют и продолжают движение по кругу.

Игра "Одуванчик"

Вдох носом, на выдохе сдувают пушинки с одуванчиков.

Объявление темы занятия

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают:
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки

Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках -
Круглые комочки. (Мать-и-мачеха)

Стоят в поле сестрички -
Желтые глазки, белые реснички.
Ромашки Рос шар бел,
Ветер дунул - улетел. (Одуванчик)

Цветочек голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчик Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)

- Какой цветок мы еще не назвали? (Лютик)

Игра "Сосчитай"

Логопед просит сначала сосчитать цветы:

  • одна ромашка, две ромашки, пять ромашек;
  • один одуванчик, два одуванчика, пять одуванчиков;
  • один колокольчик, два колокольчика, пять колокольчиков;
  • один мак, два мака, пять маков;
  • один лютик, два лютика, пять лютиков.

Потом считают листья: один лист, два листа, пять листов.

Игра "Составь букет"

Логопед вывешивает на доску сюжетную картину с изображением вазы и луговых цветов в разном количестве. Чтобы собрать букет, детям нужно правильно сказать, сколько и каких цветов они поставят в вазу.
- Я поставлю в вазу три одуванчика, пять маков, два колокольчика, четыре лютика, один цветок мать-и-мачехи, две ромашки.

Упражнение "4 лишний"

Логопед вывешивает на доску картинку с заданием. Дети определяют лишний предмет в каждом ряду, обосновывают свой выбор. Логопед закрывает "лишние" картинки, спрашивает детей, как назвать оставшиеся предметы одним словом. (Цветы)
- Где они растут? (На лугу, в поле)

Физкультминутка

Логопед приглашает детей размяться, выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

Как воздушный шар на ножке,
Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки.
Наклоны влево-вправо

Одуванчик - шарик белый.
На носочки встают
Дунул я. И улетел он!
Дуют, не раздувая щек

Индивидуальная работа

Логопед раздает детям карточки с изображением цветов и цифрами, прищепки. Детям нужно сосчитать количество цветов, прищепкой отметить соответствующую цифру. Каждый ребенок проговаривает вслух.

- У меня на картинке четыре одуванчика. У меня на картинке три мака. У меня на картинке пять лютиков. У меня на картинке один одуванчик. У меня на картинке два цветка мать-и-мачехи. У меня на картинке три колокольчика.

Окончание занятия

Оценивается деятельность каждого ребенка.

Размер:
24.12 Kb
Скачали:
2