Цель занятия: воспитывать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением луговых цветов, сюжетная картинка для составления букета, задание "4 лишний", карточки с цветами и цифрами, прищепки.
Игра "Условный сигнал"
Дети идут по кругу. Если логопед назовет цветок, дети хлопают в ладоши и меняют направление движения. Если звучит название другого предмета, дети игнорируют и продолжают движение по кругу.
Игра "Одуванчик"
Вдох носом, на выдохе сдувают пушинки с одуванчиков.
Логопед загадывает загадки, дети отгадывают:
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках -
Круглые комочки. (Мать-и-мачеха)
Стоят в поле сестрички -
Желтые глазки, белые реснички.
Ромашки Рос шар бел,
Ветер дунул - улетел. (Одуванчик)
Цветочек голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчик Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
- Какой цветок мы еще не назвали? (Лютик)
Игра "Сосчитай"
Логопед просит сначала сосчитать цветы:
Потом считают листья: один лист, два листа, пять листов.
Игра "Составь букет"
Логопед вывешивает на доску сюжетную картину с изображением вазы и луговых цветов в разном количестве. Чтобы собрать букет, детям нужно правильно сказать, сколько и каких цветов они поставят в вазу.
- Я поставлю в вазу три одуванчика, пять маков, два колокольчика, четыре лютика, один цветок мать-и-мачехи, две ромашки.
Упражнение "4 лишний"
Логопед вывешивает на доску картинку с заданием. Дети определяют лишний предмет в каждом ряду, обосновывают свой выбор. Логопед закрывает "лишние" картинки, спрашивает детей, как назвать оставшиеся предметы одним словом. (Цветы)
- Где они растут? (На лугу, в поле)
Логопед приглашает детей размяться, выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
Как воздушный шар на ножке,
Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки.
Наклоны влево-вправо
Одуванчик - шарик белый.
На носочки встают
Дунул я. И улетел он!
Дуют, не раздувая щек
Индивидуальная работа
Логопед раздает детям карточки с изображением цветов и цифрами, прищепки. Детям нужно сосчитать количество цветов, прищепкой отметить соответствующую цифру. Каждый ребенок проговаривает вслух.
- У меня на картинке четыре одуванчика. У меня на картинке три мака. У меня на картинке пять лютиков. У меня на картинке один одуванчик. У меня на картинке два цветка мать-и-мачехи. У меня на картинке три колокольчика.
Оценивается деятельность каждого ребенка.