Цель занятия: формировать слоговую структуру слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слоговой структуры.
Задачи:
Оборудование: магнитная доска, картинки игрушек, игрушки, магниты, разрезные картинки.
Дыхательная гимнастика
Упражнение "Испугались"
Короткий вдох через открытый рот, выдох – долгий через рот.
Упражнение "Оркестр"
Следите за моей рукой. Рука вверху – вдох через нос, рука внизу – выдох через рот, рука остановилась – задержать дыхание.
Артикуляционная гимнастика
- Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать их, чтобы потом можно было узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Пальчиковая гимнастика "Игрушки"
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Мы игрушки сосчитать.
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать их, чтобы потом можно было узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Стукнешь о стенку – А я отскочу.
Бросишь на землю – А я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу
Смирно лежать не хочу. (Мяч)
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (Юла)
Кто не ест душистый мед
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это – плюшевый. (Медведь)
- Правильно дети – это игрушки.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.
Игра "Какая игрушка?"
Логопед: А вы знаете, где и как делают игрушки? (ответы детей)
- Их делают люди на игрушечной фабрике. На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки.
Вот мяч, его делают из резины, поэтому какой мяч? (резиновый)
Пирамидку из дерева, поэтому какая пирамидка? (деревянная)
Лото из бумаги, поэтому какое лото? (бумажное)
Мишку делают из меха, поэтому какой мишка? (меховой)
Машинку из железа, поэтому она … какая? (железная)
Дудочку из пластмассы, поэтому она … какая? (пластмассовая)
Развитие лексико-грамматических категорий
Логопед: Вы, ребята, очень любите игрушки? А давайте попробуем назвать их ласково.
Игра "Назови ласково"
Дидактическая игра "Хлопай и говори"
Логопед демонстрирует игрушку, называет ее по слогам, одновременно хлопая в ладоши. (Дети слушают и повторяют)
Слова: мяч, мячик, домик, кубик, кубики, машина, машинка, пирамида и др.
Упражнения "Мячик мой"
Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках. Логопед приглашает детей на ковер и выполняет с ними упражнение.
Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носочках, руки на поясе)
Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу)
Раз, два, три, четыре, пять, (5 прыжков на носочках, руки на поясе)
Хорошо мячом играть. (Вновь по два взмаха – "удара")
Игра "Разрезные картинки"
Логопед раздает детям разрезные картинки.
- Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала. (Дети складывают картинки из частей)
- Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: "У меня на картинке…", "Я сложила…"
Ответы детей:
- У меня на картинке мишка.
- Я собрал пирамидку.
- Я сложила паровозик.
- А у меня на картинке мячик.
И так, до последнего ребенка.
Логопед: Молодцы! Вы справились с моим заданием.
- Ребята, о чем мы говорили на занятии?
- Какие игрушки вы запомнили, из чего их делают?
- Молодцы, занятие окончено!