Цель: развивать у детей умение дифференцировать звуки [с]-[ш] средствами речевых игр и игровых ситуаций.
Задачи:
Оборудование: индивидуальные зеркала, интерактивный комплекс "Теремок" (интерактивные игры "Прыг-скок", "А ты так можешь?", интерактивная артикуляционная гимнастика", предметные картинки для дифференциации звуков [с] и [ш]; презентация "Дифференциация звуков [с]-[ш]", профили звуков, картинки змейки и ветерка, мячик.
Интерактивная игра на дифференциацию звуков "Прыг-скок"
- Ребята, я вам предлагаю немного поиграть на нашем интерактивном "Теремке" в игру "Прыг-скок". Правила игры вам уже знакомы. Вы должны повторять слова за кузнечиком. Будьте внимательны, слова нужно повторять правильно, громко и четко.
- Скажите, какие звуки вы услышали, когда повторяли слова за кузнечиком? (С и Ш)
- Правильно, какие вы внимательные! Сегодня мы будем учиться различать эти два звука [с] и [ш].
- Скажите мне, пожалуйста, что нам нужно сделать для язычка, чтобы правильно произносить звуки? (Зарядку для язычка)
- Правильно! Зарядку для язычка - артикуляционную гимнастику. Давайте, вместе со смайликом выполним ее.
Комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков: "Заборчик", "Трубочка", "Заборчик", "Трубочка". Чередовать упражнения "Заборчик" — "Трубочка", "Накажем непослушный язычок", "пя-пя-пя", Блинчик", "Качели", "Почистим нижние зубки".
Показ профилей
- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости на занятие? (змейка и ветерок)
- Скажите, как разговаривает змейка? (дети: ш-ш-ш)
- Давайте подуем как ветерок, какой же звук мы слышим и произносим? (дети: с-с-с)
- А сейчас давайте посмотрим в зеркала. Какое положение занимают губы, язык при произношении звука [с] и [ш].
- Звук [с] – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука [с])
Звук [ш] – Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука [ш])
[С] - согласный, глухой, твердый.
[Ш]- согласный, глухой, твердый.
Игра "Назови звук"
- Ребята, давайте походим по "звуковой дорожке", называя зашифрованные звуки. Будем передвигаться по стрелочке, когда вы увидите, "ветерок" какой звук будете произносить? (с-с-с)
- А когда увидите змейку, какой звук будете произносить? (ш-ш-ш)
- Молодцы, верно!
Игра 4-й лишний
- Ваша задача, назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
Картинки: 1. Кошка, картошка, машина, лиСа; 2. Чашка, вишня, брошка, чаСы;3. Краски, лягуШка, абрикос, слон; 4. Сумка, шлем, пушка, башня.
Игра "Один-много"
- А сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть изображенные предметы.
Картинки: одна кастрюля, шесть кастрюль; одна рубашка, шесть рубашек; один стул, пять стульев; один шампунь, четыре шампуня, одна лошадка, три лошадки.
- Молодцы, справились с заданием!
Физкультминутка "А ты так можешь?"
- Давайте немного отдохнем и сделаем физминутку. (выполнение движений за героями игры)
Игра с мячом "Назови ласково"
- Ребята я буду произносить слово, и кидать вам мяч, кто поймает мяч, тот называет слово ласково.
Слова: ромашка - ромашечка, посуда - посудка, шорты - шортики, редиска - ..., мишка - …, самолет - …, мышь - …, пистолет - ….
Игра "Назови детеныша"
- Назовите маму и детеныша.
Картинки: Лиса - лисенок, слон - слоненок, лягушка - лягушонок, мышь - мышонок, свинья - поросенок.
10. Игра подарки для "ветерка" и "змейки"
- Ребята, давайте подарим нашим гостям подарки. Давайте картинки со звуком [ш], кому подарим? (змейке)
- А картинки со звуком [с], подарим? (ветерку)
- Будем говорить полным предложением: я подарю змейке шоколад.
Картинки: шоколад, сапоги, груша, мышь, рубашка, редиска, шлем, карандаш, ласточка, шишки, маска, ландыш, бусы, шорты, капуста, слива, ананас, ромашка, коляска.
- Какие вы молодцы, подарили подарки гостям, выполнили все задания, правильно и красиво разговаривали! Думаю, наши гости рады и придут к вам снова.
- А с какими звуками мы сегодня играли? ([с] и [ш])
- Давайте вспомним характеристику этих звуков. (согласные, глухие, твердые)
- Правильно, молодцы! Наше занятие подошло к концу. Давайте встанем в кружок, друг другу улыбнемся и попрощаемся с гостями сегодняшнего занятия.