Цель занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой З.
Задачи:
Оборудование: индивидуальные зеркала, игровой комплекс "Королевство чисел", картинка комара для звукоподражания, предметные картинки со звуком [З] в разной позиции (начало, середина, конец); буква З, логопедическое пособие "Звукобус", шариковые ручки, световой стол песочница, мягкие морковки-игрушки.
Игра "Доскажи словечко"
Логопед: Давайте, "разомнем" язычки и произнесем чистоговорки:
За-за-за – убежала в лес … (коза)
Зы-зы-зы – нету на лугу … (козы)
Зу-зу-зу – будем мы искать … (козу)
- Какой звук вы слышите чаще всего? (З-З-З)
- Правильно, молодцы!
Выставляется картинка комара для звукоподражания.
Логопед: Посмотрите, кто прилетел к нам на занятие? (Комар)
- Да, к нам прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? (З-З З)
- Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся.
Сказка о язычке
- Послушайте сказку о Язычке.
Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто ее пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса С-С-С. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: "З – З - З".
Это новая песенка, - сказал Язычок, - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить.
- Давайте, споем все вместе песенку комара З-З-З. (З-З-З. Произнесение звука [З] хором и индивидуально)
Работа с профилем:
Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, давайте посмотрим, что делают губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [З].
- Губы в "улыбке".
- Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.
- Кончик языка упирается в нижние зубы.
- Посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
- Звук [З] - согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.
- Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [З].
- Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Да)
- Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит.
- Звук [З] - звонкий.
- Давайте поселим его в королевство звуков. В какое королевство его поселим? (синее)
- Молодцы, верно!
Игра "Поймай звук"
Логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук [З] (изолированно, в слогах, словах):
- с, з, т, ш, с, ж, з, с, з.
- са, за, то, ша, со, зо, зы, сы.
- забор, санки, зонт, шуба, заяц, цыпленок, зубы, стол.
Игра "Где спрятался звук?"
Работа со "Звукобусом"
Логопед: Ребята, давайте, рассадим картинки со звуком [З] по своим местам в "Звукобус". (Попросить детей назвать картинки и определить, где живет звук [З] в словах с помощью логопедического пособия "Звукобус": начало, середина, конец слова)
Картинки: коза, заяц, гнездо, зубы, язык, ваза, мимоза, змея, кузнечик, динозавр, роза, зонт, медуза.
Физкультминутка "Зайка" (с мягкой игрушкой морковкой)
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри, (поднимают вверх)
Вверх-вниз, (поднимают-опускают)
Вправо-влево, (поворачиваются в стороны)
Ай-да, заинька, умелый! (качают головой)
Глазками моргает,
Плечи поднимает - опускает (работает плечами)
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали. (пляшут)
Логопед: Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Посмотрите на схему-подсказку, давайте, вспомним. (Звуки - мы слышим, произносим, а буквы - пишем и видим)
- На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три".
С. Я. Маршак (Демонстрация буквы З)
- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой Зэ.
- Давайте, вместе попробуем написать букву З в воздухе, пальчиком напишем ее на песке. И пропишем букву З в тетрадях.
Логопед: Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии? (Букву З и звук [З])
- Дайте характеристику звуку [З]. (Звук [З] - согласный, твердый, звонкий)
- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали.
- Занятие закончено давайте все дружно встанем в круг:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!