Цель: дифференцировать звуки [л’], [j].
Задачи:
Оборудование: изображение львенка и ежа, зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, мяч текст рассказа "Львенок и ежонок".
Организационный момент
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Львенок и ежик)
- Львенок и ежик принесли вам свои любимые звуки и буквы. Угадайте их.
- У Львенка и ежика они стоят первыми в их именах? ([л’], [j])
Артикуляция гимнастика
Учитель-логопед: Начнем мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.
Характеристика звуков [л’] - [j]
Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Звук [л’] – согласный, так как есть преграда – язык, мягкий, звонкий. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка.
Звук [j] – согласный, краткий. Бывает только после гласного звука.
Основная часть
Дифференциация звуков [л’] - [j]
Учитель-логопед диктует звуки, а обучающиеся рисуют стрелочки: стрелочку вверх услышав звук [л’], а вниз звук [j].
- Подпишите под каждой стрелочкой букву.
Чтение слогов по слоговой таблице
Дидактическая игра "Измени слово"
Юбка – Любка, йод – лед, мой – моль, юг – люк, поет – полет, галька – гайка, койка – Колька, роль – рой.
Загадки
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо)
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ... (Блины)
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: "Выбирай,
Кого любишь, …!" (Каравай)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей? (Хлеб)
Ягоды в сметане
Для Вани и для Мани. (Йогурт)
В рекламе хвалят все его
И заправляют им хозяйки
Новогодние салаты. (Майонез)
Дидактическая игра "Прятки"
Учитель-логопед: Выберите картинки (картинки предыдущего занятия) для Львенка и ежика. Определите, где спрятались их любимые звуки, в начале, середине, конце?
Работа в парах.
Физкультминутка
Мы руками: хлоп – хлоп – хлоп
Мы ногами: топ – топ – топ
Кулачками постучим
Сядем помолчим.
Имена собственные
Учитель-логопед: Прочитайте имена: Юля, Оля, Майя, Валя, Эля, Аля, Тая, Ляля, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Леша, Леня.
- Назови полные имена: Оля, Валя, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Алеша, Леня, Коля, Вася.
Дидактическая игра с мячом "Мой, моя, мои, мое"
Учитель-логопед: Назовите только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, мое). (Составьте словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник…)
Картинки: майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка, мотыльки, листья.
Пересказ рассказа "Львята и ежик"
Логопед читает рассказ "Львенок и ежонок" с установкой на запоминание.
Львята и ежик
Гуляли львята на полянке и услышали, что в яме у сарая кто-то плачет. Подошли они к яме, а там маленький ежик. Помогли львята выбраться из ямы, положили его на полянку. А ежик испугавшись свернулся в клубок и покатился в ельник!
Обучающиеся пересказывают рассказ.
Итог занятия
- Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями?
- Пора прощаться с ежиком и львенком, но на прощание скажите, с какими звуками мы сегодня работали?
- Что это за звуки?
- Где находится язычок при произношении звука [j]?
- А при произношении [л’]?