Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков [с], [з] в предложениях"

Цель: дифференциация звуков [с], [з] в предложениях.

Задачи:

  • формировать умение различать звуки [з]–[с] в слогах и словах;
  • развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развитие грамматического строя речи.

Наглядность: схемы артикуляционных упражнений, демонстрационные картинки – девочка с косой и коза, предметные картинки, в названии которых есть звуки [с] [з], картинка для составления предложений, "юла" со слогами, волшебная коробочка, мяч, текст для каждого ребенка.

Ход занятия

              Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

Здравствуйте!

Встаньте ровненько. Спинки прямые. Повторяйте за мной:

- Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

 

Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами закрепим правильное произношение звуков З и С. Будем находить эти звуки в словах. А самое интересное - увидим, что произойдет со словами, если мы заменим один звук на другой.

 

Артикуляционная гимнастика.

Сделаем небольшую артикуляционную гимнастику. («Окошко», «Заборчик», «Чистим зубки» «Блинчик», «Киска»). Молодцы!

 

Выделение звуков

Отгадайте загадку:  

Что за девичья краса?

Это длинная … (КОСА)

(На доску вывешивается картина с изображением девочки с косой).

Произнесите КО - СА

Сколько слогов в слове КОСА?

С какого звука начинается второй слог? 

 Давайте произнесем этот звук вместе. (СССССССССС)

 Артикуляционный уклад звука [с].

Скажите, в каком положении находится язык?

Посередине языка идёт сильная холодная струя воздуха. Губы. Зубы.

Работает ли голосовой моторчик при произношении звука [с]?

Дайте характеристику звуку [с].

 

 Выделение звуков.

Отгадайте следующую загадку.

Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делится готова.

Она непоседа и егоза

Как называем ее мы?

(На доску крепится картина с изображением козы)

Молодцы!

Произнесите КО-ЗА

Сколько слогов в слове КОЗА?

С какого звука начинается второй слог? 

Давайте вместе произнесем этот звук (ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ). 

 

Артикуляционный уклад звука [з]

Скажите, в каком положении находятся язык?  

Посередине языка идёт слабая тёплая струя воздуха. Губы. Зубы.

Работает ли голосовой моторчик при произношении звука [з]?

Дайте характеристику звука [з]. 

Послушайте, чем отличаются при произношении два этих слова?

КОСА и КОЗА

Что общего у этих звуков?

Чем они отличаются?

 

Развитие фонематического слуха. Развитие внимания

Девочку с этой прекрасной косой зовут ОКСАНА. А козу - ЗОЙКА.

В имени девочки какой звук мы слышим З или С?

 А с какого звука начинается кличка козы?

Как пишутся имена и клички животных?

 

Давайте посмотрим, сможете вы услышать, где звук [з], а где звук [с].

Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук [с] ничего не делаете. Если в слове услышите звук [з], то хлопните в ладоши.

Слова: зонт, свёкла, глаза, закат, август, зрелый, успел, весло, узнал, песок.

 

Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.   Игра с мячом. Ловкость.

Моторика. Словарный запас

Поиграем в мяч. Я буду произносить начало слова, а тот, кому я брошу мяч, добавляет слог - ЗЫ- или слог- СЫ-, чтобы слово звучало правильно:

ТА… (ЗЫ), НО…(СЫ), АРБУ…(ЗЫ), КО…(СЫ), БУ…(СЫ), АЛМА…(ЗЫ), ЧА…(СЫ), МОРО…(ЗЫ), БЕРЁ…(ЗЫ).

(Объясняем значение незнакомых слов).

Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.

 

Физминутка под музыку

(Логопед показывает движения).

Инструкция в прямой речи

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

 Нашел себе принцессу, принцессу нашел.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

И просто так попляшем, попляшем, коза. Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

 

ОКСАНА принесла вам волшебную коробочку. Что же в ней? (картинки).

Нам нужно распределить картинки на две группы, со звуком [з] прикрепим магнитами на доску под ЗОЙКОЙ, а со звуком [с] под картинку с ОКСАНОЙ

Предметные картинки: телевизор, автобус, кукуруза, самолёт, весы, змея.

(Логопед при необходимости исправляет ошибки).

 

Дифференциация звуков [с] и [з] в предложениях. Анализ и синтез.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Посмотрите, какая необычная юла. Покрутите юлу, следите, на какой слог она упадёт, прочитайте его. Придумайте такое слово, чтобы оно начиналось с этого слога.

Слоги: са, зу, сы, за, су, зо.

 

Нам нужно составь с одним из этих слов предложение и записать его в тетради.

Сделайте схему этого предложения в своих тетрадках.

Сколько слов в предложении?

Какое первое, второе, третье слово?

Есть ли предлог в предложении?

Какой это предлог?

Каким по счету он стоит в предложении?

Как начинаем писать предложение?

Чем заканчивается?

 

Работа с текстом

Ребята вставьте в предложение по смыслу слова

У Степы разболелся ….

Бабушка сварила вкусный…

У Лизы очень красивая …

На лугу паслась…

Длинные ушки у…

Эту собаку не надо …

Остатки воды можно …

На рассвете трава в…

Оса сидела на розовой …

 

Ребята вы помните, что звук мы слышим и произносим, а пишем и читаем буквы.

Какая буква обозначает звук [з]?

Какая буква обозначает звук [с]?

Наши гости – Оксана и коза Зойка просят вас прочитать текст, но там не хватает букв, вы должны вставить нужную букву и прочитать текст. 

 

Логопед раздает всем текст

Две козы

На узенькой горной тропинке в_третились две ко_ы._адумались ко_ы: как тут быть? _лева гора, как _тена, _права глубокая пропа_ть. Одна ко_а легла, _акрыла гла_а и плотно прижалась к земле. А другая о_торожно чере_ неё перепрыгнула. И обе о _тались целы.

О чем этот рассказ?

Вот видите, ребята, все должны помогать друг другу, уступать.

 

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Чем они похожи?

Чем они отличаются?

Мы находили сегодня эти звуки в слогах, в словах, в предложениях.

Если мы заменим один звук на другой, то слово будет иметь другой смысл.

Как вы думаете, при составлении предложений и рассказа  вы обошлись бы без помощи товарищей по группе?

И должны ли вы помогать друг другу?

Сегодня все на славу потрудились.

Молодцы. Я рада, что вы такие дружные.

Всем спасибо!

 

- Здравствуйте!

 

 

 

Дети повторяют за логопедом. 

 

Дети выполняют артикуляционные упражнения, повторяя за логопедом. 

 

- Коса

 

 

- Ко-са

- Два

- С

 

- ССССССС 

 

- Кончик языка упирается в нижние зубы.

- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;

- Губы в улыбке.

- Зубы разомкнуты.

- Голосовой моторчик не работает.

- Согласный, твёрдый, глухой, парный. 

 

 

- Коза 

 

 

- Ко-за

- Два

- З

 

- ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

 

 

- Кончик языка упирается в нижние зубы;

- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- Губы в улыбке.

- Зубы разомкнуты.

- Голосовой моторчик работает.

 

- Согласный,

- Твердый,

- Звонкий,

- Парный.

 

- Звуком З и С.

 

- Согласный, твердый,

- Звонкий – глухой. 

 

 

 

- С 

- З

- С большой буквы. 

 

 

 

Дети выполняют задание. 

 

 

 

- Тазы.

- Носы

- Арбузы.

- Косы.

- Бусы.

- Алмазы.

- Часы.

- Морозы.

- Березы.

 

 

 

 

 

Дети повторяют движения за логопедом.

 

 

 

 

 

Дети поочередно выполняют это задание и комментируют вслух. 

 

 

 

Дети придумывают слова со слогом, который им выпадет.

 

 

 

 

Дети составляют предложение и проговаривают его вслух.

 

Делают схему в своих тетрадях.

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

- С большой буквы.

- Точкой. 

 

 

- Зуб.

- Суп.

- Коса.

- Коза.

- Зайки.

- Злить.

- Слить.

- Росе.

- Розе. 

 

 

 

- Буква З.

- Буква С.

 

 

 

 

Дети читают текст, вставляя нужную букву.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы логопеда.

 

 

 

 

- З

- С

 

- Согласный, твердый.

- Звонкий, глухой.

 

 

Дети дают свои ответы.  

 

 

 

- Спасибо!

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!