Цель: дифференциация звуков [с], [з] в предложениях.
Задачи:
Наглядность: схемы артикуляционных упражнений, демонстрационные картинки – девочка с косой и коза, предметные картинки, в названии которых есть звуки [с] [з], картинка для составления предложений, "юла" со слогами, волшебная коробочка, мяч, текст для каждого ребенка.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Организационный момент Здравствуйте! Встаньте ровненько. Спинки прямые. Повторяйте за мной: - Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим.
Изучение нового материала Ребята, сегодня мы с вами закрепим правильное произношение звуков З и С. Будем находить эти звуки в словах. А самое интересное - увидим, что произойдет со словами, если мы заменим один звук на другой.
Артикуляционная гимнастика. Сделаем небольшую артикуляционную гимнастику. («Окошко», «Заборчик», «Чистим зубки» «Блинчик», «Киска»). Молодцы!
Выделение звуков Отгадайте загадку: Что за девичья краса? Это длинная … (КОСА) (На доску вывешивается картина с изображением девочки с косой). Произнесите КО - СА Сколько слогов в слове КОСА? С какого звука начинается второй слог? Давайте произнесем этот звук вместе. (СССССССССС) Артикуляционный уклад звука [с]. Скажите, в каком положении находится язык? Посередине языка идёт сильная холодная струя воздуха. Губы. Зубы. Работает ли голосовой моторчик при произношении звука [с]? Дайте характеристику звуку [с].
Выделение звуков. Отгадайте следующую загадку. Дает молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делится готова. Она непоседа и егоза Как называем ее мы? (На доску крепится картина с изображением козы) Молодцы! Произнесите КО-ЗА Сколько слогов в слове КОЗА? С какого звука начинается второй слог? Давайте вместе произнесем этот звук (ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ).
Артикуляционный уклад звука [з] Скажите, в каком положении находятся язык? Посередине языка идёт слабая тёплая струя воздуха. Губы. Зубы. Работает ли голосовой моторчик при произношении звука [з]? Дайте характеристику звука [з]. Послушайте, чем отличаются при произношении два этих слова? КОСА и КОЗА Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?
Развитие фонематического слуха. Развитие внимания Девочку с этой прекрасной косой зовут ОКСАНА. А козу - ЗОЙКА. В имени девочки какой звук мы слышим З или С? А с какого звука начинается кличка козы? Как пишутся имена и клички животных?
Давайте посмотрим, сможете вы услышать, где звук [з], а где звук [с]. Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук [с] ничего не делаете. Если в слове услышите звук [з], то хлопните в ладоши. Слова: зонт, свёкла, глаза, закат, август, зрелый, успел, весло, узнал, песок.
Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах. Игра с мячом. Ловкость. Моторика. Словарный запас Поиграем в мяч. Я буду произносить начало слова, а тот, кому я брошу мяч, добавляет слог - ЗЫ- или слог- СЫ-, чтобы слово звучало правильно: ТА… (ЗЫ), НО…(СЫ), АРБУ…(ЗЫ), КО…(СЫ), БУ…(СЫ), АЛМА…(ЗЫ), ЧА…(СЫ), МОРО…(ЗЫ), БЕРЁ…(ЗЫ). (Объясняем значение незнакомых слов). Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.
Физминутка под музыку (Логопед показывает движения). Инструкция в прямой речи Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу нашел. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подвигаем, подвигаем, коза. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, коза. И хвостиком помашем, помашем, помашем. И просто так попляшем, попляшем, коза. Головкой покачаем, качаем, качаем. И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
ОКСАНА принесла вам волшебную коробочку. Что же в ней? (картинки). Нам нужно распределить картинки на две группы, со звуком [з] прикрепим магнитами на доску под ЗОЙКОЙ, а со звуком [с] под картинку с ОКСАНОЙ Предметные картинки: телевизор, автобус, кукуруза, самолёт, весы, змея. (Логопед при необходимости исправляет ошибки).
Дифференциация звуков [с] и [з] в предложениях. Анализ и синтез. А сейчас мы с вами поиграем в игру. Посмотрите, какая необычная юла. Покрутите юлу, следите, на какой слог она упадёт, прочитайте его. Придумайте такое слово, чтобы оно начиналось с этого слога. Слоги: са, зу, сы, за, су, зо.
Нам нужно составь с одним из этих слов предложение и записать его в тетради. Сделайте схему этого предложения в своих тетрадках. Сколько слов в предложении? Какое первое, второе, третье слово? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Каким по счету он стоит в предложении? Как начинаем писать предложение? Чем заканчивается?
Работа с текстом Ребята вставьте в предложение по смыслу слова У Степы разболелся …. Бабушка сварила вкусный… У Лизы очень красивая … На лугу паслась… Длинные ушки у… Эту собаку не надо … Остатки воды можно … На рассвете трава в… Оса сидела на розовой …
Ребята вы помните, что звук мы слышим и произносим, а пишем и читаем буквы. Какая буква обозначает звук [з]? Какая буква обозначает звук [с]? Наши гости – Оксана и коза Зойка просят вас прочитать текст, но там не хватает букв, вы должны вставить нужную букву и прочитать текст.
Логопед раздает всем текст Две козы На узенькой горной тропинке в_третились две ко_ы._адумались ко_ы: как тут быть? _лева гора, как _тена, _права глубокая пропа_ть. Одна ко_а легла, _акрыла гла_а и плотно прижалась к земле. А другая о_торожно чере_ неё перепрыгнула. И обе о _тались целы. О чем этот рассказ? Вот видите, ребята, все должны помогать друг другу, уступать.
Итог занятия Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем они похожи? Чем они отличаются? Мы находили сегодня эти звуки в слогах, в словах, в предложениях. Если мы заменим один звук на другой, то слово будет иметь другой смысл. Как вы думаете, при составлении предложений и рассказа вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли вы помогать друг другу? Сегодня все на славу потрудились. Молодцы. Я рада, что вы такие дружные. Всем спасибо! |
- Здравствуйте!
Дети повторяют за логопедом.
Дети выполняют артикуляционные упражнения, повторяя за логопедом.
- Коса
- Ко-са - Два - С
- ССССССС
- Кончик языка упирается в нижние зубы. - Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам; - Губы в улыбке. - Зубы разомкнуты. - Голосовой моторчик не работает. - Согласный, твёрдый, глухой, парный.
- Коза
- Ко-за - Два - З
- ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
- Кончик языка упирается в нижние зубы; - Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. - Губы в улыбке. - Зубы разомкнуты. - Голосовой моторчик работает.
- Согласный, - Твердый, - Звонкий, - Парный.
- Звуком З и С.
- Согласный, твердый, - Звонкий – глухой.
- С - З - С большой буквы.
Дети выполняют задание.
- Тазы. - Носы - Арбузы. - Косы. - Бусы. - Алмазы. - Часы. - Морозы. - Березы.
Дети повторяют движения за логопедом.
Дети поочередно выполняют это задание и комментируют вслух.
Дети придумывают слова со слогом, который им выпадет.
Дети составляют предложение и проговаривают его вслух.
Делают схему в своих тетрадях.
Дети отвечают на вопросы.
- С большой буквы. - Точкой.
- Зуб. - Суп. - Коса. - Коза. - Зайки. - Злить. - Слить. - Росе. - Розе.
- Буква З. - Буква С.
Дети читают текст, вставляя нужную букву.
Дети отвечают на вопросы логопеда.
- З - С
- Согласный, твердый. - Звонкий, глухой.
Дети дают свои ответы.
- Спасибо!
|