Конспект комплексного занятия познавательного цикла "Весенние заботы у птиц"

Цель занятия:

  • познакомить детей среднего дошкольного возраста с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;
  • развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Задачи:

  • расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, о видах гнезд и их размещении;
  • закреплять навыки ориентировки в большом пространстве по вербальной инструкции;
  • развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; рассматривание иллюстраций с различными видами птиц; чтение рассказов В. Бианки "Грачи весну открыли", "Лесные домишки".

Ход занятия

Организационный момент

Стихотворение Е. Каргановой

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: Дети, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)

- Сейчас у нас какое время года? (Вход весны, звучит музыка)

Основная часть

Весна беседует с детьми по теме:

- Что вы знаете о весне?
- Как меняется природа с приходом весны? С помощью картинок расскажите о весенних приметах. (картинки-символы о весне)

Рассказ

Наступила весна. Солнышко стало пригревать и ярко светить. На крыше домов появились сосульки. Начинается капель. От солнечного тепла стал таять снег и побежали ручьи. Появились первые проталины. На деревьях набухли почки. Перелетные птицы возвращаются с юга и начинают вить гнезда. Появляются первые цветы – первоцветы.

Воспитатель: Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное)
- Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная)

- Вы рады весне? (да)
- Давайте придумаем красивые слова о весне.

Дидактическая игра "Комплимент Весне"

Дети передают игрушку солнышко друг другу и называют красивые слова о весне: солнечная, теплая, веселая, радостная, поющая, зеленая, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д.

Воспитатель:
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И Землю свято берегут.

- О ком загадка? (ответы детей)
- Ребята вы сказали, что весной возвращаются с юга к нам птицы. Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)
- Назовите перелетных птиц, которых вы знаете? (картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка, грач, скворец)

- Почему этих птиц называли перелетными? (они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются)
- Почему птицы улетают осенью? (становится холодно и птицам нечем питаться)

Весна предлагает детям отгадать загадки о перелетных птицах.

Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)

Во дворе стоит дворец,
Там живет один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

Что за диво, что за птица,
На воде она царица,
И окрас ей так под стать,
Просто глаз не оторвать! (Лебедь)

Как на речку приплывает сразу
В воду залезает
Она нырнула на минутку
Вы узнали это… (Утка)

Игра "Кошка и птицы"

Весна предлагает детям превратиться в птиц. Дети надевают маски птиц. Звучит музыка. "Птицы" летают. Когда музыка останавливается, "птицы" улетают в гнезда (обручи). Чтобы их не успела поймать кошка.

Воспитатель: Весной можно увидеть, что птицы собирают всякий мусор, зачем он им?
- Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, мох, сухие травинки? (птицы строят гнезда)
- Весной у птиц много забот - это поправить старые гнезда и построить новые. Где же птицы строят гнезда? (на деревьях, в кустах, на земле, под крышей, под крышей)

- На полях еще снег, а уже прилетели грачи, они важно расхаживают по дорогам, собирают пищу. Начинают чинят свои гнезда, откладывают яйца.
- Никто из перелетных птиц раньше грачей не выводит потомство.

- Грачи строят гнезда на высоких деревьях. Гнездо грача похоже на разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сухих веток, а внутри выстилают сухой травой и тонкими ветками.

- На дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд. Скворцы строят гнезда в дуплах старых деревьев. Также люди делают для них скворечники, в которых селятся скворцы. Скворцы выстилают скворечник мягким мхом, пухом, травинками.

- Ласточки строят гнезда под крышами, балконами, карнизами. Ласточка строит гнездо после дождя или в реке глину купает. Своим носиком глину носит и приминает. Гнездо ласточки похоже на форму полу шара с боковым входом.

Дидактическая игра "Определи, где чье гнездо"

Весна: Когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов)
- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? (кормят, защищают, согревают)

- С утра до позднего вечера птицы кормят своих птенцов. Учат летать и согревают их холодными ночами. Услышав шум неподалеку, стараются увести врагов подальше от своего домика.

Дидактическая игра "Назови птенцов"

- Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, и называете птенцов птицы, затем возвращаете мяч мне.
- У скворца – скворчата, у утки – утята, у аиста – аистята, у грача – грачата, у лебедя - лебедята.

Весна: Что может произойти, если птицы вдруг не вернутся к нам весной из теплых краев? (Некому будет защищать от вредных насекомых леса, сады, огороды, парки, поля. Насекомые уничтожат весь урожай. Некому будет разносить по земле семена растений. Мы не услышим пенье птиц)

- Ребята, какую пользу приносят птицы человеку и природе? (дети отвечают)
- Правильно, птицы - наши помощники и друзья.

- Дети, а как нужно обращаться с птицами? (составляют предложения по картинкам)
- Птиц надо беречь, помогать им, не разорять их гнезда, не забирать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.

Завершающий этап

Воспитатель: Ребята, о каких перелетных птицах мы говорили на занятии?
- Давайте мы создадим галерею рисунков перелетных птиц. (детям предлагает раскрасить раскраски птиц)

Размер:
21.83 Kb
Скачали:
1