Цель: показать детям подготовительной группы изменения жизни и поведения птиц в разные периоды года, выявить связи живой и неживой природой.
Задачи:
Предварительная работа:
Словарная работа: активизация словаря по теме. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материалы и оборудование: кормушки, гнездо аиста, скворечники, конверт с картинками о поведении в лесу, картинки с перелетными зимующими птицами, шапочки для подвижной игры "Лиса и птицы", корзина с еловыми шишками, карта экологической тропы.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- Предлагаю отправится в путешествие в Птицеград. Чтобы его найти у нас есть карта по которой мы будем ориентироваться. И мы попадаем в настоящий птичий город – Птицеград. На входе ребят встречается сорока.
Экологическая сценка "Хулиган в лесу"
Появляется сорока (переодетый ребенок), плачет.
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Меня обидел злой мальчик! Он бросил камень и поранил мне крыло! Разорил мое гнездо!
Воспитатель: А где найти этого мальчика?
Сорока: Вот он, идет музыку слушает, ничего вокруг не замечает.
Воспитатель: Ох-ох-ох! Много бед ты натворил! Мы не пустим тебя в славный город Птицеград!
Мальчик: Не гоните меня! Я просто не знаю, как правильно себя вести в лесу!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу? Давайте его научим! (да)
Сорока: Тогда выполните задание которое находится в этом конверте.
Дидактическая игра: "Хорошо-плохо"
Конверт с серией картинок "поведение в лесу". Каждый ребенок берет по одной картинке и рассказывает по ней.
Мальчик: Извини меня, Сорока, я все понял и теперь буду вести себя в лесу хорошо, спасибо вам ребята за помощь.
Сорока: Молодцы, помогли мальчику исправиться, а теперь я приглашаю вас в наш Птицеград, а кто в нем живет вы узнаете отгадав загадки.
На шесте-дворец
Во дворе-певец
А зовут его… (скворец)
Серая птаха в лесу живет,
По всюду чудесным певцом слывет. (соловей)
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Кто на елке, на суку
Счет ведет "Ку-ку, ку-ку". (кукушка)
Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит. (дятел)
В теплый край не улетают,
На морозе распевают
Эти птички – невелички
Называются ... (синички)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет на лету-резвится,
Не орел, но тоже птица. (воробей)
Эта хищница болтлива, воровата,
Суетлива, стрекотунья, белобока
А зовут ее ... (сорока)
Сорока: Какие вы Молодцы, все загадки отгадали! Вы пока осмотритесь, а я полечу лечить свое крыло.
Воспитатель: Ребята в Птицеграде живут разные птицы, зимующие и перелетные. Я предлагаю вам поиграть в игру. Перелетных птиц нужно разместить в какой домик как вы думаете? (в скворечник)
- А зимующих в какой? (в кормушку)
Воспитатель показывает цветные картинки с разными птицами, а дети размещают их в кормушку или скворечник.
- Дети как вы думаете, нужно ли изучать жизнь птиц? (нужно, потому что они приносят пользу)
- А какую пользу? (уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых, ловят мышей, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена, они красиво поют и радуют нас своей красотой)
- А как люди помогают птицам? (развешивают кормушки, кормят птиц, берегут лес)
- Чем можно покормить птиц? (свиристелей-семечками, синиц не соленым салом, снегири любят ягоды рябины, воробьи семечки подсолнуха, арбуза, пшено)
- А есть ли у птиц враги? (Кошки в городе, в лесу – лиса)
- Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра "Лиса и птицы"
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру "Птицы и птенцы" (игра с мячом).
- Я буду говорить вам название птицы, а вы называть ее птенцов.
Воспитатель: Какие вы все молодцы. Вы так замечательно все рассказали, весело поиграли, и теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Пальчиковая игра-релаксация "Спаси птенца"
Воспитатель: Представьте себе, что у вас в руках маленьких беспомощный птенец. Вытянете руки ладонями вверх.
- А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него своим ровным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте доброту своего сердца и дыхания.
- А теперь, раскройте ладони и представьте, что птенец радостно взлетел. Посмотрите вверх, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Появляется Сорока, у нее корзина с шишками.
Воспитатель: ребята, вот и закончилось наше путешествие в Птицеград. На память об этом путешествии Сорока нам дарит шишки ели.
- А мы с вами сделаем поделки птиц из этих шишек. (Дети благодарят Сороку)