Конспект занятия по маршруту образовательного терренкура "Птицы - наши друзья!"

Цель: показать детям подготовительной группы изменения жизни и поведения птиц в разные периоды года, выявить связи живой и неживой природой.

Задачи:

  • Уточнять и расширить представления детей о птицах, об их жизни в разное время года; о видах гнезд и их размещении.
  • Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
  • Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц.

Предварительная работа:

  1. чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки "Грачи весну открыли", "Лесные домишки", заучивание стихотворения В. Жуковского "Жаворонок";
  2. беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц с разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах;
  3. наблюдение за птицами на участке детского сада.

Словарная работа: активизация словаря по теме. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материалы и оборудование: кормушки, гнездо аиста, скворечники, конверт с картинками о поведении в лесу, картинки с перелетными зимующими птицами, шапочки для подвижной игры "Лиса и птицы", корзина с еловыми шишками, карта экологической тропы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- Предлагаю отправится в путешествие в Птицеград. Чтобы его найти у нас есть карта по которой мы будем ориентироваться. И мы попадаем в настоящий птичий город – Птицеград. На входе ребят встречается сорока.

Экологическая сценка "Хулиган в лесу"

Появляется сорока (переодетый ребенок), плачет.
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Меня обидел злой мальчик! Он бросил камень и поранил мне крыло! Разорил мое гнездо!

Воспитатель: А где найти этого мальчика?
Сорока: Вот он, идет музыку слушает, ничего вокруг не замечает.
Воспитатель: Ох-ох-ох! Много бед ты натворил! Мы не пустим тебя в славный город Птицеград!

Мальчик: Не гоните меня! Я просто не знаю, как правильно себя вести в лесу!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу? Давайте его научим! (да)
Сорока: Тогда выполните задание которое находится в этом конверте.

Дидактическая игра: "Хорошо-плохо"

Конверт с серией картинок "поведение в лесу". Каждый ребенок берет по одной картинке и рассказывает по ней.
Мальчик: Извини меня, Сорока, я все понял и теперь буду вести себя в лесу хорошо, спасибо вам ребята за помощь.
Сорока: Молодцы, помогли мальчику исправиться, а теперь я приглашаю вас в наш Птицеград, а кто в нем живет вы узнаете отгадав загадки.

На шесте-дворец
Во дворе-певец
А зовут его… (скворец)

Серая птаха в лесу живет,
По всюду чудесным певцом слывет. (соловей)

Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)

Кто на елке, на суку
Счет ведет "Ку-ку, ку-ку". (кукушка)

Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит. (дятел)

В теплый край не улетают,
На морозе распевают
Эти птички – невелички
Называются ... (синички)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет на лету-резвится,
Не орел, но тоже птица. (воробей)

Эта хищница болтлива, воровата,
Суетлива, стрекотунья, белобока
А зовут ее ... (сорока)

Сорока: Какие вы Молодцы, все загадки отгадали! Вы пока осмотритесь, а я полечу лечить свое крыло.
Воспитатель: Ребята в Птицеграде живут разные птицы, зимующие и перелетные. Я предлагаю вам поиграть в игру. Перелетных птиц нужно разместить в какой домик как вы думаете? (в скворечник)

- А зимующих в какой? (в кормушку)
Воспитатель показывает цветные картинки с разными птицами, а дети размещают их в кормушку или скворечник.
- Дети как вы думаете, нужно ли изучать жизнь птиц? (нужно, потому что они приносят пользу)

- А какую пользу? (уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых, ловят мышей, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена, они красиво поют и радуют нас своей красотой)
- А как люди помогают птицам? (развешивают кормушки, кормят птиц, берегут лес)

- Чем можно покормить птиц? (свиристелей-семечками, синиц не соленым салом, снегири любят ягоды рябины, воробьи семечки подсолнуха, арбуза, пшено)
- А есть ли у птиц враги? (Кошки в городе, в лесу – лиса)
- Давайте поиграем в игру.

Подвижная игра "Лиса и птицы"

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру "Птицы и птенцы" (игра с мячом).
- Я буду говорить вам название птицы, а вы называть ее птенцов.

  • Галка - ... (галчонок)
  • Ворона - ... (вороненок)
  • Сова - ... (совенок)
  • Страус - ... (страусенок)
  • Кукушка - ... (кукушонок)
  • Утка - ... (утенок)

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Вы так замечательно все рассказали, весело поиграли, и теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая игра-релаксация "Спаси птенца"

Воспитатель: Представьте себе, что у вас в руках маленьких беспомощный птенец. Вытянете руки ладонями вверх.
- А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него своим ровным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте доброту своего сердца и дыхания.

- А теперь, раскройте ладони и представьте, что птенец радостно взлетел. Посмотрите вверх, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Появляется Сорока, у нее корзина с шишками.

Воспитатель: ребята, вот и закончилось наше путешествие в Птицеград. На память об этом путешествии Сорока нам дарит шишки ели.
- А мы с вами сделаем поделки птиц из этих шишек. (Дети благодарят Сороку)

Размер:
39.75 Kb
Скачали:
4