Конспект НОД по формированию целостной картины мира и расширению кругозора "Зимующие птицы"

Для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ЗПР)

Цель занятия: расширять и систематизировать знания и представления о зимующих птицах.

Задачи:

  • закреплять знания детей об отличительных признаках птиц: окраска перьев, способ передвижения;
  • продолжать совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по плану о зимующих птицах;
  • упражнять в образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа;
  • развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности.

Оборудование и материалы: презентация "Зимующие птицы", две деревянные кормушки для птиц, разрезная картинка для игры "Каких птиц много зимой в городе?", аудиофайл "Птичьи голоса".

Литература: И.А. Морозова "Ознакомление с окружающим миром".

Ход занятия

Организационный момент

Звучат голоса птиц.
Дефектолог: Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в зимний детский парк, вокруг деревья и слышны голоса?
- Чьи это голоса? (голоса птиц)

- Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц? (в лесу)
– Давайте с вами попробуем отгадать какие птицы прилетели в зимний парк. (ворона, дятел, синица, сова)

- Как назовем их, одним словом? (зимующие птицы)
- Почему их так назвали? (потому что не улетели в теплые края, а остались зимовать)

Зимующие птицыЗимующие птицы

Основная часть

Игра "Отгадайте загадки"

Дефектолог: Присаживаетесь на "скамеечку". Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, и если вы правильно ответите, то на экране появится эта птица. (дети отгадывают загадки)

Загад про птиц

Хоть я не молоток по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока.
А зовут ее. (Сорока)

Озорной мальчишка.
В сером пальтишке.
По двору шныряет.
Крошки собирает. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, А зовут ее? (Ворона)

Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова)

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)

- Молодцы, ребята!

Игра "Четвертый лишний"

Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем найти лишнюю картинку и объяснить почему она не подходит к трем другим. (дети находят лишнюю картинку, объясняя принцип классификации)

  1. Воробей – так как он не умеет ходить, он только прыгает, а остальные птицы умеют и ходить, и летать.
  2. Сорока – так как она изображена летящей, а остальные стоящими.
  3. Журавль – так как это перелетная птица, а остальные зимующие.
  4. Петух – так как это домашняя птица, а остальные зимующие.

- Вы все молодцы! Отлично справились с заданием.

Игра "Собери картинку"

Дефектолог: Ребята у каждого из вас под скамейкой находится кусочек картины, которую нам предстоит собрать. Доставайте и начнем собирать. (дети собирают картину)
– Каких птиц много у кормушки? (Воробьев, синиц, снегирей... Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)

Физминутка

- Ребята, перед вами две кормушки. Сейчас вы разделитесь на две команды: "Голуби" и "Снегири" и будете изображать своих птиц, каждый на своем месте у кормушки.
- По команде "Голуби" - "голуби" меняются местами, по команде "Снегири" - "снегири", а если услышите команду "зимующие птицы" - нужно будет поменять птицам свои кормушки.

Игра "Найди сходства и отличия"

После рассматривания слайда, картинка вывешивается на доску, и дети составляют рассказы – сравнения опираясь на нее.

Например: "Это сова и синичка. Сова большая, а синичка маленькая птица. У совы пестрое оперенье, у синички грудка желтого цвета, на голове – черная шапочка. У них есть туловище, голова, два крыла, хвост, клюв, две лапы. Их тело покрыто перьями.

Сова – ухает, синица - тенькает. Сова – хищная птица, питается грызунами, синица – зернами и крошками. Эти птицы умеют ходить, летать, прыгать. Живут в лесу. Сова в дупле, а синица может свить гнездо где угодно. Птенцы появляются весной. И сова, и синица - это зимующие птицы".

По аналогии проводится сравнительный анализ: вороны - сороки, дятла – снегиря, воробья – голубя.

Игра "Кого не стало?"

Дефектолог: Посмотрите внимательно на картинку, запомните всех зимующих птиц.
- А здесь кокой-то птицы не стало, какой? (вороны, голубя, совы, снегиря, дятла, синицы и т.д.)

Итог занятия

Педгог задает обобщающие вопросы по теме НОД.

Размер:
11.72 Kb
Скачали:
4