Для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ЗПР)
Цель занятия: расширять и систематизировать знания и представления о зимующих птицах.
Задачи:
Оборудование и материалы: презентация "Зимующие птицы", две деревянные кормушки для птиц, разрезная картинка для игры "Каких птиц много зимой в городе?", аудиофайл "Птичьи голоса".
Литература: И.А. Морозова "Ознакомление с окружающим миром".
Звучат голоса птиц.
Дефектолог: Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в зимний детский парк, вокруг деревья и слышны голоса?
- Чьи это голоса? (голоса птиц)
- Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц? (в лесу)
– Давайте с вами попробуем отгадать какие птицы прилетели в зимний парк. (ворона, дятел, синица, сова)
- Как назовем их, одним словом? (зимующие птицы)
- Почему их так назвали? (потому что не улетели в теплые края, а остались зимовать)
Игра "Отгадайте загадки"
Дефектолог: Присаживаетесь на "скамеечку". Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, и если вы правильно ответите, то на экране появится эта птица. (дети отгадывают загадки)
Загад про птиц
Хоть я не молоток по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока.
А зовут ее. (Сорока)
Озорной мальчишка.
В сером пальтишке.
По двору шныряет.
Крошки собирает. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, А зовут ее? (Ворона)
Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
- Молодцы, ребята!
Игра "Четвертый лишний"
Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем найти лишнюю картинку и объяснить почему она не подходит к трем другим. (дети находят лишнюю картинку, объясняя принцип классификации)
- Вы все молодцы! Отлично справились с заданием.
Игра "Собери картинку"
Дефектолог: Ребята у каждого из вас под скамейкой находится кусочек картины, которую нам предстоит собрать. Доставайте и начнем собирать. (дети собирают картину)
– Каких птиц много у кормушки? (Воробьев, синиц, снегирей... Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)
Физминутка
- Ребята, перед вами две кормушки. Сейчас вы разделитесь на две команды: "Голуби" и "Снегири" и будете изображать своих птиц, каждый на своем месте у кормушки.
- По команде "Голуби" - "голуби" меняются местами, по команде "Снегири" - "снегири", а если услышите команду "зимующие птицы" - нужно будет поменять птицам свои кормушки.
Игра "Найди сходства и отличия"
После рассматривания слайда, картинка вывешивается на доску, и дети составляют рассказы – сравнения опираясь на нее.
Например: "Это сова и синичка. Сова большая, а синичка маленькая птица. У совы пестрое оперенье, у синички грудка желтого цвета, на голове – черная шапочка. У них есть туловище, голова, два крыла, хвост, клюв, две лапы. Их тело покрыто перьями.
Сова – ухает, синица - тенькает. Сова – хищная птица, питается грызунами, синица – зернами и крошками. Эти птицы умеют ходить, летать, прыгать. Живут в лесу. Сова в дупле, а синица может свить гнездо где угодно. Птенцы появляются весной. И сова, и синица - это зимующие птицы".
По аналогии проводится сравнительный анализ: вороны - сороки, дятла – снегиря, воробья – голубя.
Игра "Кого не стало?"
Дефектолог: Посмотрите внимательно на картинку, запомните всех зимующих птиц.
- А здесь кокой-то птицы не стало, какой? (вороны, голубя, совы, снегиря, дятла, синицы и т.д.)
Педгог задает обобщающие вопросы по теме НОД.