Конспекта НОД по ознакомлению с окружающим миром "Птичка-невеличка"

Цели занятия:

  • Активизировать знания о внешнем виде и повадках птиц.
  • Уточнить представление детей о характерных признаках осени.
  • Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах.
  • Расширять и обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе, жизни птиц.
  • Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботится о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций птиц; разучивание с детьми стихов, загадок, игр; рисование и лепка любимых птиц, просмотр презентаций "Птицы".

Материалы: иллюстрации с изображением птиц, иллюстрации птиц перелетных и зимующих, силуэты птиц, запись голосов птиц, веселая мелодия, цветная бумага, шаблоны птиц, простые карандаши, ножницы, клей, основа для коллективной работы.

Ход НОД

Звучит аудиозапись пения птиц. Потихоньку умолкает.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кого мы сейчас услышали?
Дети: Крик птиц, журавлиный клич.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему они кричат? Какое у них настроение?

Дети: Они кричат, потому что улетают, у них грустное настроение, потому что они улетают.
Раздается голос синички.
Воспитатель: Ребята, а чей это голос? Как вы думаете, кто так поет? Какой грустный голосок. Давайте найдем того кто поет. Смотрите, кто это к нам прилетел?

Дети: К нам прилетела синичка.

СиничкаСиничка

Воспитатель: Она почему-то грустная. Как вы думаете почему она грустит? (стало холодно, улетели другие птицы, в лесу стало тихо и т.д.)
Наводящие вопросы: чьи голоса мы слышали до этого? Какие по настроению были эти голоса? Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в лесу осенью?

- Вы правы, осенью стало холоднее, птицам не хватает еды и некоторые вынуждены улететь в теплые края, поэтому в лесу стало тихо и грустно.
- Как вы думаете, чем мы можем ей помочь? Как мы можем ее развеселить?

Дети: Варианты ответа (найти ей друзей)
Воспитатель: А кого мы можем предложить синичке в роли ее друга?
Дети: Воробей, ласточка, дятел, журавль, синичка, снегирь. (На доске (фланелеграфе) иллюстрации птиц. Дети называют с опорой на них)

Воспитатель: Сколько птиц вы назвали. Но, к сожалению, некоторые из этих птиц улетели, и они не смогу составить ей компанию. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края?
Дети: Перелетные.

Перелетные птицыПерелетные птицы

Воспитатель: А кто может мне их назвать?

Дети: Ласточка, жаворонок, скворец, грач, стриж, иволга, соловей, кукушка, гусь, цапля, аист, дрозд.
Дети отделяют из общей массы иллюстрации с перелетными птицами.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете почему они улетают?

Дети: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остались?
Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно ребята! Давайте их назовем.
Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, голубь, дятел, клест, чиж, снегирь, глухарь, щегол, сойка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?

Дети: Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, синичка становится немного веселее. Посмотрите, на наше дерево кто-то прилетел, но кто не понятно. Вечером в темноте всегда плохо видно. Давайте поможем синичке узнать птиц, выясним, чей же силуэт мы видим.

Дидактическое упражнение "Угадай чья тень"

Соотнесение силуэта и иллюстрации птицы. (ворона, сорока, снегирь, филин, голубь, воробей, дятел, синица)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами сделаем для синички подарок, чтобы она не грустила. Но для начала давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

Зрительная гимнастика

На фланелеграфе в углах иллюстрации птиц, в центре солнце.
Воспитатель: А теперь пройдите за столы и начнем делать подарок для синички. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички ("Зовущие" движения пальцев)
Сала дам синичке. (4 раза - "режущие" движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - "крошим хлеб")
Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, "катая из хлеба макароны")

Воспитатель: Давайте и мы с вами создадим своих птиц. Сначала мы с вами обведем шаблон птички, после ее вырежем и приклеим на дерево.
- Что мы сделаем сначала? (обведем) Что дальше? (вырежем) А потом? (наклеим) Правильно! Приступаем к работе.
Звучит аудиозапись пения птиц. Ребята выполняют работу.

Итог НОД

Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие бывают птицы? Назовите перелетных птиц? Вспомните ребята зимующих птиц?
- Вы ребята, большие молодцы! Мне с вами было очень интересно.
- А сейчас собираемся на прогулку наблюдать и кормить птиц.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!