Задачи:
Словарь: ворона, сорока, сова, воробей, снегирь, семена, помощь, замерзать, кормить, сыпать, летать, искать.
Логопед: Скоро будет праздник, и я нашла подарок. Но он не подписан. Давайте, посмотрим, что внутри и попробуем догадаться для кого он!
Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней прозрачные баначки.
- Дети, кто сможет отгадать, что в баночках? (1 баночка - семечки. 2 баночка - сушеные ягоды (сало). 3 баночка – хлебные крошки. 4 баночка - зерно)
- Что в баночках? (корм)
- Для кого он? (Для птиц)
- Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)
- Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)
- Легко ли им найти корм там, где много снега? (В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много)
- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.
Просмотр развивающего видеоролика о зимующих птиц.
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Дети называют зимующих птиц)
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые не улетают, а живут у нас круглый год. (ворона, голубь, воробей, клест)
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать. (синицы, снегири)
- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная)
- Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм)
- Давайте смастерим кормушку.
Пальчиковая игра "Кормушка"
Дети говорят и выполняют движения:
Ребята дощечки пилили, пилили ("пилят" ребром одной ладошки по другой)
И дружно кормушку для птиц смастерили (постукивание кулачком по ладони)
В нее мы насыплем для птиц угощенье: (щепоткой "сыплют")
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко. (загибают пальцы на обеих руках)
А чтобы на птичий обед посмотреть, (смотрят через "очки")
Чуть-чуть отойдем ("шагают" пальцами по столу)
И не будем шуметь (указательный палец к губам)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика "С веселым снегирем"
"Иголочка", "Хоботок" покажите какой острый клюв у голубя, а какой у воробья.
"Часики" покажите, как птичка ищет корм, смотрит на лево, на право.
"Качели" как птицы машут крыльями вверх, вниз.
"Лошадка" как птичка клюет семечки.
"Птички" подули на птиц, что бы они взлетели.
Игра "Где птичка"
Ориентировка в собственном теле.
- Посадите птичку на голову, на ногу, на руку, на плече, на ухо и т.д.
Игра для малышей "Веселый голубь"
Упражнять детей в образовании приставочных глаголов. На магнитной доске плоскостные изображения: голубь, дом, забор, скамейка, елка, снег.
Логопед демонстрирует действия голубя, а дети говорят, что происходит. (голубь прилетел, за дерево залетел, на ветку влетел, в кормушку залетел, голубь подлетел и сел на крышу дома. Голубь улетел с крыши. Голубь залетел за дом. Голубь вылетел из-за дома)
Прочтение и разбор басни Л. Толстого "Галка и голуби".
Галка увидала, что голубей хорошо кормят, - выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
Игра "Накорми птицу"
Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа. Кого я накормлю голубя. Я буду кормить ворону. Я напою воробья.
Динамическая игра "Мы ногами Топ-Топ-Топ"
Галка увидала, что голубей хорошо кормят, - выбелилась и влетела в голубятню.
Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее.
Но галка забылась и закричала по-галчьи.
Тогда ее голуби стали клевать и прогнали.
Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
- Посмотрите, что у наших птиц в кормушке. (Слова со звуком Пь)
- О ком мы сегодня говорили?
- Какие бывают птицы?
- Почему их называют зимующими?
- Каких зимующих птиц вы знаете?