НОД в старшей группе "Сороки – праздник прилета птиц"

Цель НОД: продолжать знакомить детей с русским народным праздником прилета птиц "Сороки".

Задачи:

  • учить преобразовывать описание предмета в одно слово;
  • развивать навыки работы с ножницами и бумагой, развивать разговорную речь, способствовать развитию мыслительных процессов;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к народной культуре, традициям, обычаям, приметам.

Предварительная работа: беседы о народных праздниках весны, заучивание закличек, рассматривание картины "Грачи прилетели", аппликация на тему "Весенний прилет грачей", рассматривание картинок с изображением русских народных праздников, атрибутов.

Материалы и оборудование: атрибуты для украшения помещения; искусственное дерево с только распускающимися листочками, на котором скворечник; картинки с изображением прилетающих птиц, булочек в виде птиц; клеенки, ножницы, клей, бумага, салфетки, прищепки для последующего закрепления изготовленных птиц на дереве.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель загадывает детям загадки.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мокнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Черный, проворный,
Кричит: "Крак",
Червякам враг. (Грач)

Воспитатель: О каком времени года я загадывала вам загадки? А какие народные праздники весны вы знаете? (Масленица, Сороки)
- Давным-давно на Руси 22 марта принято было отмечать народный праздник "Сороки". В день весеннего равноденствия, когда ночь равняется с днем.
- Праздник "Сороки" считали началом весны, временем прилета птиц.

- Хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки сорок шариков, а затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, заклиная мороз:

Мороз – Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову! (показ картинок с изображением народных гуляний, испеченных жаворонков)

- В народе говорили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем. И тогда прилетят сорок сороков птиц, весну на крыльях принесут. Есть и традиция выпекать из теста сорок пичужек.
- Называли выпечку по-разному: жаворонки, тетерки, кулики, грачи.

- А также зазывали весну различными закличками. А что такое заклички? (короткие песенки, обращенные к природе, зиме, весне, лету, осени, солнцу, земле, дождю, птицам)
- Заклички сочинял народ, Значит они какие? (народные)
- Они передавались из поколения в поколение. Какие заклички мы с вами читали? (Дети читают заклички)

Приди, весна,
Весна-красна,
Со льдом высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам

Лето теплое,
Унесите от нас
Зиму холодную!

Воспитатель: А еще одну народную закличку, я думаю, знают все дети, про божью коровку. (Дети ее произносят)

Физкультминутка "Ну-ка, птички, полетели"

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,

Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег)

Воспитатель: Сейчас наступила весна, в скором времени мы ждем прилета птиц.
- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края, а весной возвращаются к нам? (перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (грач, скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, журавль, аист, зяблик, соловей, иволга, зимородок, выпь, лебедь, кукушка, зарянка, гусь, чибис, лебедь, утка, стриж, цапля)

- Давайте поиграем в игру.

Упражнение "Скажи одним словом"

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч, а дети возвращают его с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? …  (длинноногий)
У аиста длинный клюв, он …  (длинноклювый)
У ласточки длинный хвост, она …  (длиннохвостая)

Ласточка любит тепло, она …  (теплолюбивая)
У ласточки острые крылья, она …  (острокрылая)
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

Основная часть

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам тоже сделать птичек, но из бумаги и рассадить их на наше весеннее дерево.
Дети проходят за столы, там заранее подготовлены и разложены материалы. Воспитатель объясняет, как делаются птицы, намечается план работы. Непосредственная самостоятельная деятельность детей, в ходе которой воспитатель делает напоминания, оказывает помощь.

Физкультминутка "Перелетные птицы"

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. ("клюют")
Перышки почистили,
Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)
Зернышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. (улетают, садятся)

Заключительная часть

Воспитатель в конце работы дает объективную оценку. Подводит итог.
- О каком народном празднике мы сегодня говорили?
- Что это за праздник?

- Кого мы делали из бумаги?
- Что еще использовали люди для привлечения весны? (заклички)

Дети вместе с воспитателем рассаживают своих птиц по дереву. Воспитатель предлагает всем вместе призвать весну закличкой.

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Занятие заканчивается.

Размер:
17.91 Kb
Скачали:
5