Цель итогового занятия: уточнить и закрепить знания дошкольников, полученные в течении учебного года.
Задачи: воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней.
Материалы и оборудование: карточки-ракеты с цифрами, картинки (планеты: Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Земля, звезды), простые карандаши, листы бумаги с изображением половины ракеты, конверт с ребусами (луноход, метеорит, Уран) и др.
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг !
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Доброе утро скажу я лесам!
Доброе утро скажу я полям!
Доброе утро скажу всем друзьям!
Доброе утро родной детский сад!
- Ребята, сегодня наше занятие я предлагаю вам начать с необычного рисования.
- Давайте подойдем к столу, вы видите воздушные шарики и разноцветную гуашь, тонированный лист бумаги.
- Нужно обмакнуть шарик в гуашь, перемешать с помощью шарика гуашь и кончиком шарика сделать отпечаток на листе бумаге кто где хочет, можно сделать несколько раз.
- Пожалуйста, приступайте! Посмотрите, на что похоже? (звездное небо, космос)
Вопросы
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)
- Почему именно 12 апреля? (12 апреля 1961 года совершил свой первый полет наш русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин)
- С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
- Я знаю, что вы любите путешествовать, и поэтому я предлагаю отправиться всем вместе в космос. Чтобы туда отправиться, нужно много знать и уметь.
- Для нашего путешествия нужно выбрать транспорт.
- Как вы думаете, в космос можно попасть на пароходе? Почему? (Нет, это водный вид транспорта)
- А на автобусе попадем туда? (Нет, это наземный вид транспорта)
- Так на чем же мы попадем в космос? (На ракете)
- Чтобы полететь на ракете, нужно ее приготовить к полету. Инженер-конструктор нам часть ракеты нарисовал, нам нужно другую дорисовать.
Соединить точки по порядку от 1 до 10 и мы увидим на какой ракете отправимся в космическое путешествие. (дети работают за столами)
1, 2, 3, 4 в космос мы лететь решили,
Чтобы в космос полететь, нужно многое уметь,
Влево – вправо наклонись и нисколько не ленись.
Руки вверх, вперед и вниз, космонавтом становись!
- Приготовились, сели поудобнее. Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8 . . . 1 Пуск!
- Пока наша ракета набирает высоту, мы проведем разминку для того, чтобы давать четкие ответы.
Чу-чу-чу – в космос полететь хочу
Им-им- им - на ракете полетим
Ды-ды-ды - долетим мы до звезды
Ой-ой-ой – затем вернемся домой
- Вот мы с вами в космосе. Посмотрите сколько вокруг звезд.
- Что такое звезды? (ответы детей)
- Что мы знаем о них?
Звезды - шарообразные небесные тела, обладающие свойством светиться, состоят из газа и пыли. Размеры у звезд разные.
- Самые горячие – голубого и белого цвета, затем желтые, наиболее холодные – красного цвета.
- Наше солнце - желтая звезда.
- Как называется узор из звезд? (Созвездия)
- Какие созвездия знаете? (Большая медведица)
- Звезды нам приготовили задание, они хотят чтобы мы их сравнили. На звездах изображены цифры, нам нужно поставить знаки "больше", "меньше"или "равно".
- Для выполнения этого задания нам нужно выйти в открытый космос, а можем выйти из ракеты без соответствующего снаряжения? (Нет, нужен скафандр)
Работа за столами
- Задание выполнили, летим дальше. Пристегните ремни, начинаем отсчет ... Пуск!
- Нас встречает планета Марс. Что мы знаем о Марсе?
Марс - красная планета, называется так потому что много железа на ее поверхности.
- Посмотрите нас там кто то встречает. (Марсианин, инопланитянин)
- Выходим в открытый космос. Здороваемся с инопланитянином. Он рад нам, говорит, что знает про нас, что мы смелые ребята, не испугались и отправились в космос.
- Хочет нас чем то удивить, показать эксперименты.
Эксперименты "Плавучие мандарины"и "Почему увеличивается рост человека в космосе?"
Благодарим марсианина за интересные эксперименты, а мы летим дальше. Пристегните ремни, обратный отсчет ... Пуск!
- Пока летим проведем разминку.
Называю слова, если слово относится к "земле"поднимаете руки вверх, если слово относиться к "небу" - приседаете.
Слова: самолет, облако, поезд, машина, космос, автобус, Солнце, яблоко, ракета, трава.
- Пролетаем планету Юпитер. Что знаем про нее?
Юпитер – самая большая планета, состоит из газа и называется газовый гигант. Лютый холод круглый год. На вид напоминает полосатый шарик.
- Ребята, на эту планету до нас прилетели космонавты, но они не могут улететь обратно, так не могут разместиться в своих ракетах. Поможем им? (Да!)
- Выходим из ракеты. (работаем за столами)
- Чтобы полет космонавтов, прошел удачно, вам нужно правильно распределить экипаж, общее число космонавтов указано вверху ракеты.
- Вспоминаем состав числа из 2-х меньших. Работаем самостоятельно. Проверяем, все ли правильно выполнили задание.
- Нам пора лететь дальше. Пристегните ремни, обратный отсчет ... Пуск!
- Вот еще одна планета – Сатурн. Что это за планета?
Сатурн – необычная планета с огромными кольцами. Можно наблюдать из простого телескопа. Яркие кольца образованы различными частицами, камнями, льдом, пыли.
- Это самая быстрая планета Солнечной системы.
- В космосе всегда темно, и по этому космонавтам нужно хорошо знать время, части суток, дни недели. А вы знаете?
Вопросы:
- Сколько времен года?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите весенние.
- Сколько дней в недели?
- Сколько частей в сутках?
- Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
- Которые будут? (завтра)
- Которые идут сейчас? (сегодня)
- В чем измеряется время?
- Что длится дольше: год или 12 месяцев?
- Назовите восьмой день недели. (его нет)
- Молодцы! ответили на все вопросы правильно!
- Ребята, есть планета под названием Нептун, но мы туда не полетим. Это очень холодная планета, она ледяная и находится далеко от Солнца.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, а как называется планета на которой мы живем? (Земля)
- Чем она отличается от других планет? (На Земле есть жизнь, вода и кислород)
- Хорошо молодцы, ответьте на вопросы.
- Молодцы, на все вопросы дали верные ответы. Но что это такое? (конверт)
- Кто то нам его подбросил. Узнаем?
- Ребята, это наш марсианин–инопланитянин, он же знает, что мы умные ребята, он попросил разгадать его ребусы.
- Что такое ребус?
Ребус – зашифрованное слово.
- Пока мы не расшифруем, наша ракета обратно не полетит. Сможем расшифровать? (Выставляются ребусы: Уран, лоноход, метеорит)
- Ура! Мы ребусы отгадали и теперь можно возвращаться домой в детский сад. Пристегните ремни, отсчет ... Пуск!
- Все с полета возвратились и на Землю приземлились. Как же хорошо у нас на Земле!
- Мы должны беречь нашу планету.
- Вы сегодня были такие молодцы, за это я вас благодарю и дарю вам космические раскраски. Спасибо!