Цель: Закрепить знания детей по теме "Космос".
Задачи:
- активизировать словарь по данной теме;
- уточнять и расширять знания детей о космосе;
- отработка навыка подбора родственных слов;
- воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему "Космос", беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование: иллюстраций на тему "Космос.
Ход занятия
Логопед: Ребята отгадайте загадки:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет… (Луна)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)
Логопед: Молодцы ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о космосе, космонавтах)
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)
- Правильно, а почему этот праздник так называется? (это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники)
- С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь.
- И тогда учёные придумали ракеты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно зовут Белка и Стрелка. И только после того, как собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
- Ребята, а как его звали? (Юрий Гагарин). Правильно, 12 апреля 1961года космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы быть космонавтом? (ответы детей). Правильно, ведь для того, чтобы быть космонавтом необходимо иметь крепкое здоровье, много тренироваться, не бояться трудностей.
Упражнение на развитие координации речи и движений "Космос"
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Упражнение "Четвертый лишний"
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
- А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники)
Упражнение "Сосчитай"
Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две…
Один искусственный спутник…
Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы увидели спутник в ночном небе (самолет), падающую звезду, солнечное затмение.
Артикуляционные упражнения
- "Ракета взлетает": круговые движения нижней челюстью — подбородком нарисовать букву "о", когда рот открыт или закрыт.
- "Самолет летит": максимально часто открывать рот при произнесении слога "лы": "Лы-лы-лы, лы-лы-лы, лы-лы-лы".
Дыхательное упражнение "Полет на луну"
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища
1 - руки медленно поднять через стороны вверх (вдох через нос)
2 - руки опустить через стороны вниз (выдох через рот с произношением звука а-а-а). Повторить 5 раз.
Итог занятия
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Спасибо. Все молодцы.