Конспект занятия «Знакомство с космосом» предназначен для детей среднего дошкольного возраста, направлен на развитие эмоциональной сферы, логического мышления и познавательной активности, формирует знания воспитанников о космосе.
Целевые установки:
Материалы и оборудование: изображение ночного неба, шапочка со звездой и планетами, игрушка Лунтик, карточки с картинками, портрет В. Терешковой, листы с нарисованными точками для соединения ракеты на каждого ребёнка, фломастеры, угощение для детей.
Читаю стихотворение Ж. Парамоновой:
Если ночью не храпеть
И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звёзды дивной красоты.
Мир созвездий полон красок,
Много ходит о нём сказок.
Педагог: Посмотрите, девочки и мальчики, на ночное небо. Что видно на небе?
Воспитанники: Много звёзд.
П: Звёзды кажутся очень маленькими, потому что находятся далеко от Земли. Как вы думаете, почему звёзды не видны днём?
Предположения воспитанников.
П: Днём звёзды не видны, так как Солнце светит намного ярче. Наше Солнце тоже звезда. Кроме звёзд есть планеты. (слайд звездного неба) я предлагаю посчитать планеты солнечной системы- пальчиковая гимнастика
Раз – Меркурий,
два – Венера,
три – Земля,
четыре – Марс!
пять – Меркурий,
шесть – Сатурн,
семь – Уран,
восьмой – Нептун.
И девятая планета — под названием Плутон! (раздает шапочки-планеты воспитанникам – десятая звезда - Солнце) Все планеты обращаются вокруг звёзд. Давайте представим, что Анечка у нас звезда. А мы все будем вращаться, как планеты, вокруг звезды. Каждый по своей орбите.
П: Пространство, в котором расположены звёзды и планеты, называют космосом.
Звучит музыка. В группе появляется необычный гость.
Лунатик. Здравствуйте, ребята! Я - Лунтик.
Воспитанники. Здравствуй, Лунтик!
Лунтик. Я живу на Луне и сфотографировал вашу голубую планету, но так получилось, что фотография порвалась, а я очень хочу узнать про вашу планету Земля все-все-все.
П: Лунтик, мы тебе поможем и расскажем про нашу планету много интересного, но для начала, соберем твою фотографию
Воспитанники собирают пазл Земли
П:Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету. (Я. Аким)
Педагог предлагает классифицировать карточки с картинками. Цель игры: закрепить умение отличать живые существа от неодушевлённых предметов. Вот Лунтик, вези эти картинки к себе на Луну и расскажешь лунатикам, что на нашей планете есть много интересного. А мы продолжим узнавать про наш космос много всего интересного.
Загадки
1. Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его? (метеорит)
2 Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
3. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает
Взглядом согревает! (Солнце)
4. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)
5. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамель из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Глазки вверх мы поднимаем,
Разглядеть звезду мечтаем.
Глазки вниз мы опускаем,
Затем снова поднимаем.
Лунатик вправо полетел,
А потом налево.
На окошко Лунтик сел, (Проследить за Лунтиком взглядом вдали и вблизи)
Чуть совсем не улетел!
П: Девочки и мальчики, наша планета Земля замечательная, красивая. Но человеку всегда был интересен космос, это огромное пространство со звёздами и планетами. Первым человеком, полетевшим в космос как вы уже сказали был Гагарин, а первой женщиной, полетевшей в космос, стала Валентина Терешкова. (Показ портрета). Эта смелая женщина провела в космосе почти трое суток одна, без товарищей. Чтобы полететь в космос нужно иметь крепкое здоровье, много тренироваться.
Валентина Терешкова занималась спортом: прыгала с парашютом. Она стала первой женщиной генералом в нашей стране и получила звание героя. Ребята, а на чём летают в космос, вы узнаете, соединив все точки на своих листах.
Воспитанники садятся за столы и выполняют работу по точкам.
Графическое задание (дорисовывают ракету) Что у вас получилось? Ракета! Вот такая ракета понравилась бы Валентине Терешковой! Я предлагаю вам поиграть
Игра «Семейка слов»
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
- Как можно ласково назвать Звезду? (Звездочка.).
- Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (Звездное.).
- Как называется корабль, который летит к звездам? (Звездолет.).
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (Звездочет.). Лунтик, что бы полететь в космос нужно быть спортивными, выносливыми, покажи нашим ребятам космическую зарядку
«Космическую зарядка»
(Под космическую музыку воспитанники выполняют физические упражнения вместе с психологом)
Раз, два – стоит ракета. (Ноги вместе, руки вверху над головой - «домиком»)
Три, четыре – скоро взлёт. (Прыжок на месте: руки – в стороны, ноги – на ширине плеч)
Раз, два – хлопок в ладоши. (Два хлопка в ладоши)
А потом на каждый счёт. (Четыре хлопка в ладоши)
Раз, два, три, четыре – (Ходьба на месте маршем)
Мы на месте походили.
П: Ну что, Лунтик, многое узнал про нашу Землю? Я предлагаю девочкам и мальчикам еще раз вспомнить что такое космос? Правильно, это пространство, в котором расположены звёзды и планеты. Как называется наша планета? (Земля). Назовите, пожалуйста, имя и фамилию первой женщины, полетевшей в космос. (Валентина Терешкова). На чём летают в космос? (В космос летают на ракете). Запомнил? Сможешь теперь рассказать своим друзьям на Луне про нашу голубую планету?
Лунтик: Дорогие ребята! Мне с вами было очень интересно. Но мне пора улетать на свою планету. У меня для вас есть угощение.
Лунтик раздаёт угощение и прощается.
П: До свидания, Лунтик! Прилетай к нам ещё!