Конспект образовательной деятельности по ОО "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной к школе группе "Космический полет" (техника граттаж).
Задачи:
Средства выразительности: линия, цвет, штрих, контраст.
Материал:
Плотная затонированная (заранее подготовленная) бумага, деревянная заострённая палочка (большая шпажка), образцы работ, выполненные в технике граттаж, иллюстрации космических кораблей.
Предварительная работа: знакомство с техникой "граттаж", подготовка бумаги в технике "граттаж", беседы о космосе.
Ход:
- Ребята я приглашаю вас сегодня на небольшую выставку необычных работ (на доске вывешено несколько рисунков в технике "граттаж"). Давайте рассмотрим их и поделимся своими чувствами, впечатлениями, в чем вы видите необычность этих рисунков (высказывания детей).
- Вспомните, как называется эта необычная техника рисования? (граттаж)
- Что обозначает это слово? (процарапывание)
- Кто вспомнит основные средства выразительности? (штрих, линия, контраст)
- К какому виду изобразительного искусства можно отнести граттаж? (графика)
- Как много вы вспомнили из нашей прошлой беседы. Вы - молодцы.
- Давайте подумаем, а для изображения чего подходит такая техника рисования? Что можно изобразить с помощью нее, а что нет? (варианты ответов детей - ночное небо, подводный мир, северное сияние, космос, салют, вечерний город и т.д.)
- Сегодня я предлагаю отправиться в далекое космическое путешествие. В кого мы превратимся? (в космонавтов). На чем мы можем полететь? (космический корабль) Давайте подойдем к другой доске и посмотрим на фотографии кораблей, на которых смелые и отважные люди покоряют космос, из каких частей они состоят, на что они похожи? (беседа с детьми с подробным обсуждением формы, частей кораблей)
- Нам сегодня придется много потрудиться пальчиками, давайте их подготовим.
Пальчиковая гимнастика (2 раза)
В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы)
Космонавт летит в ракете. (изображают одной рукой полет ракеты)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз)
- А теперь давайте присядем. Закроем глаза и пофантазируем. Мы с вами космонавты - первооткрыватели. Представьте свой корабль, на котором вы летите; новый, необычный мир, который вы видите. А может мимо вас пролетает корабль инопланетян или вы попали в метеоритный дождь или приземлились на какую-то планету, а вас там встретили необычные существа? Представили? А теперь открывайте глаза и приступаем к самому интересному. Возьмите палочки и начинаем ими рисовать, царапать черную краску, создавать то, что вы себе представили.
(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. )
- Давайте сделаем выставку наших работ. Кто хочет рассказать, что он изобразил? (несколько детских рассказов). Давайте придумаем названием свои работам.
- Ребята вам было интересно сегодня? Что кому очень понравилось, что было особенно интересным? Что было легко сделать? А может что-то кому-то показалось сложным? (ответы детей). Давайте еще раз вспомним необычное название техники, в которой мы сегодня работали? (граттаж)
(Оценка работ педагогом)