Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Уточнить и расширить знания по теме "Космос".
Задачи:
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, карточки с заданиями, наборное полотно или магнитная доска.
- Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное, отлично)
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (все вместе)
Логопед: Назовите слова, подходящие к теме "Космос".
Упражнение "Подумай и ответь"
- Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
- Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
- Кто летал в космос до Юрия Гагарина?
- Как называется одежда для полета в космос?
- Как называют человека, который летал в космос?
- Как называется аппарат для полета в космос?
- Почему Юрия Гагарина и других космонавтов называют героями?
- Как вы думаете, какой человек может стать космонавтом? (Смелый, находчивый, умный, бесстрашный, отважный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный)
- Вы хотите стать космонавтами? Я предлагаю вам пройти обучение в школе космонавтов.
1 урок логопедический
Потому что все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо. (Часики)
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся. (Улыбка)
Зубки он почистил. (Почистим зубы)
Блинчик он покушал. (Блинчик)
Выпил чаю чашку. (Чашечка)
Запачкался вареньем. (Вкусное варенье)
На качелях покачался. (Качели)
И на горке покатался. (Горка)
2 урок-история
Беседа о Дне космонавтики.
Рассказать детям о космосе и космонавтах, демонстрируя картинки. Мы живем в космическую эру. Она началась, когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Потом в космосе побывали животные - собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.
12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин нашей страны, которая тогда называлась Советский Союз, летчик- космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.
После Ю. А. Гагарина в космос полетели и другие наши космонавты. Герман Степанович Титов сам управлял ракетой и первым начал проводить в космосе научные исследования. Валентина Владимировна Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.
Теперь наша страна и другие страны посылают в космос ракеты и людей, чтобы изучать космическое пространство, Луну и планеты Солнечной системы.
На Луне побывал автоматический аппарат луноход, который передвигался по Луне. С его помощью изучалась поверхность Луны. Американский космонавт Нейл Армстронг первым из людей прошел по ее поверхности.
Сейчас в космосе постоянно работает Международная космическая станция, на которой космонавты проводят различные научные исследования и изучают космическое пространство. С помощью спутников, которые летают вокруг Земли, мы можем смотреть передачи из разных стран, общаться через Интернет, разговаривать по мобильным телефонам.
Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: "Где начало и где конец космоса?" Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется? (Земля)
Вокруг нашего солнца еще 7 планет, а каких мы сейчас с вами назовем.
По порядку все планеты назовет любой из нас (все вместе): Раз – Меркурий, два - Венера, три - Земля, четыре - Марс, пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн, семь – Уран, за ним Нептун.
"Раздели на слоги"
Давайте мы с вами попробуем разделить каждую планету на слоги
Дети выполняют движения по тексту под музыку.
Вы сегодня космонавты.
Чтоб отправиться в полет,
Надо сильным быть и ловким.
Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем бегом,
Приседаем и встаем.
Теперь отправимся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
Три, два, один... летим!
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины.
Повороты влево-вправо -
Все рассмотрим мы с тобой
И отправимся домой!
Из полета возвратились
И на Землю опустились.
Переменка…..время для игры
3 Урок астрономии
Игра с мячом "Семейка слов".
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово. Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Опять урок…
Упражнение "Закончи предложения"
Дидактическая игра "Что лишнее?"
Игра "Скажи наоборот"
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далекий - близкий взлетать - ...
большой - ... улетать - ... темный - ... яркий - ...
высокий - ...
включать - ... подниматься - ...
Игра "Составь предложение"
Послушайте предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звезды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полет, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
4 Урок математики
Игра "Сосчитай-ка"
Цель: развивать грамматический строй речи. (согласование существительных с числительными)
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита... пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда ...
Одна быстрая ракета ...
Один опытный космонав ...
Одна далекая планета ...
Дети, чтобы полететь в космос, давайте нарисуем ракету. (Дети рисуют ракету по клеткам)
Итог занятия
Логопед предлагает каждому ребенку рассказать, на какую планету полетит его ракета.